При фактическом допущении к работе работник вправе требовать заключения с ним письменного трудового договора.
Статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрены основания возникновения трудовых отношений.
Трудовые отношения между работником и работодателем возникают не только на основании заключенного трудового договора, но и на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Фактическое допущение работника к работе без ведома или поручения работодателя либо его уполномоченного на это представителя запрещается.
Таким образом, работник вправе требовать, в том числе в судебном порядке, заключения с ним трудового договора в письменной форме. Действия работодателя, направленные на отказ от оформления письменного трудового договора и оплаты работнику фактически отработанного им времени, нарушают трудовое законодательство.
Согласно пункту 4 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Также предусмотрена ответственность за фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор).
Совершение указанных действий влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей. Совершение подобных административных правонарушений лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, также влечет административную ответственность в виде штрафа либо дисквалификацию для должностных лиц.
А. КАЛИНИНА,
старший помощник прокурора Лежневского района