АГРЕССИВНЫЕ ДЕТИ

Агрессия, в общих чертах, понимается как поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда другим людям.

Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений, и вселяют в душу ребенка уверенность, что его не любят. «Как стать любимым и нужным» — неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников.

Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их.

Главная задача взрослых: не задавать себе бесконечный вопрос «Почему он такой? ». Он такой, надо постараться это понять и принять. А задать надо другой вопрос: «Что я могу сделать, чтобы ему помочь? Что я смогу сделать, чтобы он был счастлив?».

Проблема агрессивности на сегодняшний день является очень актуальной. Как отмечают многие педагоги и психологи, причинами агрессивного поведения можно назвать следующие.

Неприятие детей родителями

Некоторые родители бывают не готовы к тому, чтобы у них появился ребенок, но аборт по медицинским показаниям делать нежелательно, и ребенок все-таки появляется на свет. Хотя родители могут не говорить ему напрямую, что его не ждали и не хотели, он прекрасно осведомлен об этом, так как «считывает» информацию с их жестов и интонации.

Разрушение эмоциональных связей в семье

Супруги сосуществуют в постоянных ссорах. Жизнь в такой семье становится для ребенка настоящим испытанием, особенно, если родители используют его как аргумент в споре между собой. Ребенок живет в постоянном напряжении.

Неуважение к личности ребенка

Агрессивные реакции могут быть вызваны некорректной и нетактичной критикой, оскорбительными и унизительными замечаниями.

Чрезмерный контроль или отсутствие его

Подавляемый гнев, как джинн из бутылки, в какой-то момент обязательно вырвется наружу. И его последствия, с точки зрения стороннего наблюдателя, будут тем страшнее и не адекватнее, чем дольше он копился.

Жестокий контроль отца или матери

Родители стремятся во всем управлять своим ребенком, подавляя его волю, не допуская никакого проявления его личной инициативы и не предоставляя ему возможности быть собой.

Запрет на физическую активность

Если ребенок целый день не имел возможности открыто проявлять свои эмоции, как положительные, так и отрицательные, не мог физически разрядиться, то его агрессия будет обусловлена накопившимся переизбытком энергии, которая, как известно, не имеет свойства исчезать бесследно.

Подсознательное ожидание опасности

Чаще всего мать ребенка во время беременности не чувствовала достаточной защищенности, чрезвычайно тревожилась и беспокоилась за себя и за своего будущего ребенка. Все эти ощущения передавались ребенку, и он родился, не имея базовой уверенности в безопасности мира. Потому он все время подсознательно ждет нападения, видит во всем потенциальную опасность и старается защититься от нее, как может и как умеет. Такой ребенок способен ответить агрессией на неожиданное прикосновение, даже самое ласковое и исходящее от родного ему человека.

Эмоциональная нестабильность

До 7 лет многие дети подвержены колебаниям эмоций, которые взрослые часто называют капризами. Настроение малыша может меняться под влиянием усталости или плохого самочувствия. В этом случае ребенок переносит свою агрессивность не на «обидчика», а на все, что под руку подвернется.

Агрессивный ребенок, драчун и забияка – родительское огорчение. Детская агрессивность – признак внутреннего неблагополучия, негативные переживания или неправильная форма защиты. Проявлением детской агрессивности является то, что ребенок ищет любую возможность, чтобы толкать, бить, ломать или щипать других.

Среди агрессивных детей отчетливо выделяются три группы, которые различаются по частоте и жесткости агрессивных действий, по своим психологическим характеристикам (уровню интеллекта, произвольности) и по своему статусу в группе сверстников.

Первую группу составляют дети, которые чаще всего используют агрессию как средство привлечения внимания сверстников.

Вторую группу составляют дети, которые используют агрессию в основном как норму поведения в общении со сверстниками.

В третью группу входят дети, для которых нанесение вреда другому выступает как самоцель.

Их агрессивные действия не имеют какой-либо видимой цели – ни для окружающих, ни для них самих. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение сверстникам. Дети данного типа используют в основном прямую агрессию, причем более половины всех агрессивных актов составляет прямая физическая агрессия.

Их действия отличаются особой жестокостью и хладнокровием, причем безо всякой видимой цели – ребенок просто испытывает своеобразное удовольствие от страданий другого.

Например, безо всякой видимой причины ребенок хватает другого за волосы и бьет головой об стену, или толкает с лестницы и со спокойной улыбкой наблюдает крики и слезы своей жертвы. Нормы и правила поведения открыто игнорируются. На упреки и осуждение взрослых они отвечают: «Ну и что!», «И пусть ему больно». Отрицательные оценки взрослых в расчет не принимаются. Для таких детей особенно характерна мстительность и злопамятность, они долго помнят любые мелкие обиды и, пока не отомстят обидчику, не могут переключиться на другую деятельность.

Родители агрессивных детей должны быть внимательными к нуждам и потребностям ребенка, демонстрировать модель неагрессивного поведения.

Важно быть последовательными в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки. Наказания не должны унижать ребенка.

Надо обучать детей приемлемым способам выражения гнева, распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей, отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.

Учите детей брать ответственность на себя.

Существуют простые и доступные способы преодоления агрессии:

— громко крикнуть в «стаканчик гнева»;

— пометать дротики в мишень;

— попрыгать на скакалке;

— пускать мыльные пузыри;

— поиграть в настольные игры;

— устроить соревнования «Кто громче кричит», «Кто выше прыгнет».

Однако все перечисленные способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения ребенка. Терпение и внимание к ребенку, его нуждам и потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими — вот что поможет родителям наладить взаимоотношения с сыном или дочерью.

Терпения вам и удачи, дорогие родители!

И. УТКИНА,

социальный педагог детского сада «Ромашка»