Практически в каждой семье наступает день, когда маленький ребенок переступает порог детского сада впервые.
Для многих детей приход в детский сад – это первый сильный стресс в их жизни; привыкание проходит бурно и более или менее продолжительно.
С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение нескольких часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, другой стиль общения.Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию.
Семье ребёнка тоже требуется какое-то время для того, чтобы приспособиться к новым жизненным обстоятельствам.
Также проблемой при адаптации являются недостаточные знания у родителей возрастных особенностей психического и физического развития ребёнка.
В первые дни пребывания малыша в детском саду положительные эмоции чаще всего выражены незначительно — обычно в момент ориентировочных реакций на новизну, яркость раздражителя. Негативные эмоции, как правило, проявляются у каждого ребенка. В этот период ребенок ранимый настолько, что поводом для гнева может послужить все, что угодно! Но на смену всем негативным эмоциям обязательно приходят положительные, что свидетельствует о завершении адаптационного периода.
В первые дни пребывания в дошкольном учреждении у ребенка обычно снижается степень социальных контактов. Дети более напряженные, замкнутые, беспокойные. Общение со взрослыми и сверстниками налаживается постепенно.
В начале пребывания ребенка в детском саду познавательная деятельность, как правило, снижается или совсем угасает на фоне стрессовых реакций. Нередко ребенок не интересуется даже игрушками.
Под влиянием новых внешних воздействий на некоторое время малыш может частично или почти полностью потерять все усвоенные дома навыки самообслуживания. Однако в процессе адаптации он не только вспоминает забытые навыки, но и осваивает новые.
У некоторых детей словарный запас беднеет, иногда они начинают употреблять «облегченные слова».
Двигательная активность редко сохраняется в пределах нормы. Ребенок может быть сильно заторможенным, неуправляемым, гиперактивным. При анализе двигательной активности ребенка необходимо учитывать его темперамент.
Сон. Сначала ребенок засыпает не сразу, иногда всхлипывает, внезапно пробуждается или практически не спит. По мере привыкания он начинает вовремя засыпать и просыпаться.
Аппетит. Нормализация пониженного или повышенного аппетита, как правило, сигнализирует о привыкании ребенка к условиям дошкольного учреждения.
Здоровье. Снижается сопротивляемость организма, и ребенок может внезапно заболеть, без видимых причин. Как правило, болезнь протекает без осложнений.
Как родители могут помочь ребенку в период адаптации в детском саду?
Создавайте и сохраняйте позитивное отношение ко всему, что касается детского сада.
Не обсуждайте при ребенке проблемы, связанные с детским садом, которые очень волнуют взрослых. Помните о том, что дети в этом возрасте легко «считывают» эмоции близких, особенно матери, как бы она ни старалась скрыть свое состояние за улыбкой.
Заранее узнайте режим дня дошкольного учреждения и постарайтесь приблизить к нему режим своего ребёнка: ежедневно поднимайте малыша чуть раньше, чем в предыдущий день, сдвигая на более раннее время все привычные дела: завтрак, прогулку и так далее. Укладывайте ребёнка каждый день немного раньше, чем это было сделано вчера, ведь завтра утром ему предстоит встать раньше.
Постепенно предлагайте малышу кушать те продукты и блюда, которые входят в меню детского сада (молочные каши, супы, рубленые мясные изделия, тушёные овощи, запеканки, компоты, кисели). Отучайте ребёнка от перекусов между основными приёмами пищи, чтобы он привыкал есть только в определённое время, съедал количество еды, достаточное для активной жизни в течение нескольких часов, и не испытывал дискомфорта.
Обязательно поставьте в известность персонал детского сада, если малыш склонен к аллергии на тот или иной продукт или лекарство.
Формируйте у ребенка навыки самостоятельности: приучайте его самостоятельно есть, пользоваться горшком, мыть руки и вытирать их полотенцем, одеваться и раздеваться, аккуратно складывать одежду. Научите малыша отличать лицевую и изнаночную сторону одежды, ее переднюю и заднюю часть. Если ребенок берет одежду и старается надеть её сам, то не мешайте ему, не пытайтесь сделать все за него! Если же наоборот, малыш не проявляет желания одеваться самостоятельно, то стимулируйте его. Например, наденьте ему носочки, но не до конца, и предложите самому подтянуть их повыше. Предлагайте ему самому снимать ту одежду, которую действительно легко снять. Вместе одевайте и раздевайте игрушку. Устройте соревнование, кто быстрее наденет носки, футболку, свитер…
В первый день поступления ребёнка в детский сад не нервничайте, не демонстрируйте свою тревогу. Отправляйте малыша в детский сад только при том условии, что он абсолютно здоров.
Расскажите воспитателю об особенностях ребёнка, что ему нравится, что он не переносит, что уже умеет и в чем нужна помощь.
Разрешите ребёнку взять с собой в первые дни в детский сад любимую игрушку или фотографию близких людей, что добавит ему уверенности, обеспечит ему психологический комфорт;
Не оставляйте малыша в саду сразу на целый день. Сначала приводите ребенка всего на 1-2 часа, постепенно увеличивая количество времени, которое он проводит в детском саду.
Помните о том, что утреннее расставание детей и родителей в детском саду – всегда трудный момент для обоих.
Расставайтесь с ребенком легко и быстро. В случае, если ребенку очень трудно расстаться с мамой, пусть на первых порах его отводят в садик папа, бабушка или дедушка.
Во время прощания родители должны всегда демонстрировать хорошее настроение, чувствовать себя уверенно, общаться с ребенком только доброжелательным тоном и обязательно уточнить, когда заберут ребенка домой.
Желательно разработать несложный ритуал прощальных знаков (например, воздушный поцелуй, прощание двух мизинчиков, рукопожатие) и ежедневно повторять его.
Не делайте перерывы в посещении детского сада — неделька дома не только не поможет малышу адаптироваться к садику, но и продемонстрирует ему, что есть и другой вариант, которого можно всеми силами добиваться.
Сохраняйте спокойный и бесконфликтный климат для ребенка в семье на период адаптации. Отмените походы в кино, цирк, в гости, сократите время просмотра телевизора.
В выходные дни соблюдайте дома приблизительно такой же режим, как в детском саду.
Адаптационный период считается законченным, если ребёнок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками.
Если родителям удалось сформировать у ребёнка навыки самообслуживания, научить играть, общаться со сверстниками, если домашний режим дня малыша совпадает с детсадовским и наметился эмоциональный контакт ребёнка с воспитателем, то адаптационный период будет безболезненным и коротким.
И. УТКИНА,
социальный педагог детского сада «Ромашка»