МОШЕННИКИ – БИЧ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

За последние десятилетия технологии шагнули вперед настолько, что трудно себе представить, как раньше обходились без компьютеров в каждом доме и смартфонов чуть ли не у каждого человека, вплоть до детей. Современные технологии играют огромную роль в нашем обществе, и, согласитесь, жизнь в интернет-пространстве интересна, легка и стремительна.

Сегодня с быстротой молнии мы можем перевести деньги родителям или детям, оплатить коммуналку или купить что-то в Интернете в один клик. Но! Как всегда, существует но….

В киберпространстве промышляют мошенники. Мы читаем про их деятельность в СМИ, слышим от знакомых как кого-то обманули телефонные аферисты, и забываем. В крайнем случае в голове остается факт о мошенничестве с кем-то, но почему-то мало кто задумывается, что это может произойти и с ним. Почему так происходит и в чем наша проблема, раз мы наступаем на одни и те же грабли с завидным постоянством? Как правильно действовать, чтобы не лишиться средств?

Разбираемся в этой ситуации вместе с заместителем управляющего ивановским отделением Банка России Михаилом СОКОЛОВЫМ.

— Взаимодействуя с благами современных технологий в своей жизни, каждый из нас должен помнить и об ответственности при использовании этих преимуществ. И здесь уместно задать каждому из нас вопрос: насколько хорошо мы знаем правила работы с безналичными финансовыми инструментами? Самоуверенность потребителя в том, что он продвинутый пользователь на рынке финансовых услуг частенько играет с ним злую шутку.

Ко мне в магазине на кассе обратилась девушка, которая забыла маску дома, с просьбой оплатить ее картой молоко и газировку. И протягивает мне свою карту. Я удивленно спрашиваю ее, знает ли она о том, что чужим отдавать карту нельзя. Ведь я могу ее незаметно сфотографировать. Она призадумалась и ответила, что да, припоминает что-то такое. В конечном счете при попытке оплатить на кассе продукты у нее вызвало искреннее удивление, что на карте недостаточно средств.

Зачастую излишняя доверчивость потребителя и безалаберное отношение к своим средствам платежа ведет к кражам денег с карт и с банковских счетов. Примеры — оглянитесь, они вокруг нас. Недавно прочитал на сайте МВД по Ивановской области о краже денег с карты у бабушки, которая обратилась за помощью к проходящему мимо неизвестному молодому человеку. Пенсионерка не могла перевести банковскую операцию через терминал. В итоге она лишилась денег, которые были на карте, так как этот молодой аферист перевел все деньги себе на карту. Причем, потерпевшая узнала о краже только придя домой.

Еще один фактор, которым пользуются мошенники при дистанционном общении с потенциальной жертвой, это испуг и выведение человека из равновесия. Человеческий организм при испуге вырабатывает адреналин – гормон страха. И реакция организма на этот гормон моментальная: бей или беги. Механизм такой: мошенник по телефону сообщает о проблеме с нашими деньгами и заставляет нас моментально реагировать, а мы в стрессовой ситуации хотим бежать спасать наши средства. Те, кто знает, как вести себя в этой ситуации, назовем этих людей финансово-грамотными, не теряются и прерывают разговор. Дальше, перезвонив по телефону своего банка, они спокойно выясняют, что же происходит с их банковскими картами, интернет-банком и средствами на них.

Если же человек не знает алгоритм правильного реагирования на такого рода звонки, то мошенники-манипуляторы быстренько втягивают их в разговор, полный банковской терминологии и поэтому сложный для понимания. Человек, плохо ориентирующийся в терминологии и в большей степени не понимающий диалог, конечно, быстрей доверится тем, кто предлагает срочную помощь, при этом теряет бдительность и выдает мошенникам доступ к счету с деньгами.

Очень важно отметить, что граждане, которые сами сообщают все данные карты и конфиденциальные в том числе, нарушают договор с банком. И в этом случае банк не обязан возвращать деньги потерпевшему.

В качестве рекомендаций я хотел бы повторить:

Никогда, никому и ни при каких обстоятельствах не сообщайте данные карты, ПИН-код, код безопасности на обратной стороне карты и коды из СМС-сообщений, подтверждающих операцию. Настоящие банковские сотрудники никогда вас об этом не спросят.

Есть такая мошенническая схема, когда вас сразу предупреждает лже-сотрудник банка, что ему ничего говорить нельзя, а для вашей же безопасности предлагает перевести разговор на автоматическую службу, где вы, следуя ее указаниям, и введете код из СМС-сообщения в тоновом режиме.

Запомните! Таким образом коды вводить тоже нельзя!

В случае звонков от банка или службы безопасности банка проявите критическое мышление. Выслушайте, попрощайтесь и повесьте трубку. Выдохните и наберите вручную номер телефона, указанный на обороте карты. Узнайте, что происходит с вашими деньгами, а также сообщите, с какого номера телефона и по какой схеме с вами работали мошенники.

В случае затруднений при работе с терминалом в банке обратитесь к сотруднику банка, а не к «доброму на вид» проходящему мимо человеку.

Разъясните правила правильного поведения с банковскими картами вашим пожилым родственникам. Уберегите их от финансовых потерь!