Каждый ребенок должен знать свои права и обязанности. Помочь ему в этом можем только мы, взрослые.
Детей дошкольного возраста мы можем знакомить с такими правами, как право жить и воспитываться в семье, право на имя, право на охрану здоровья, право на воспитание в детском саду и школе, право быть гражданином своей страны и многими другими.
Правовое воспитание детей начинается с младшего возраста, проходит через цикл занятий по социализации, тренинговые игровые занятия по развитию социального мира и правовому воспитанию детей.
Ежегодно в ноябре в детском саду «Ромашка» проводится цикл занятий с детьми всех возрастов по знакомству с их правами и обязанностями.Так и в этом году в рамках темы недели «Ребенок имеет право»во всех возрастных группах говорили с детьми об их правах.
В младшей группе проведена сюжетно-ролевая игра «Семья», где малыши обыгрывали роли мамы, папы, бабушки, дедушки и маленьких детей. В игре передавали действия и характер взаимоотношений всех членов семьи, стараясь проявлять заботу друг о друге и взаимопомощь между всеми членами семьи.
В средней группе в игровой форме дети познакомились с правом на имя. Оказалось, что в группе «живет» кукла без имени, ребята дали ей имя Варя, познакомились с ней, рассказали Варе, как кого зовут, кто придумал им имена, как их называют мамы и папы, бабушки и дедушки. В завершение дети раскрасили нарисованные имена на бумаге и с восторгом представили свои уникальные, яркие, неповторимые имена друг другу и малышке Варе.
В старшей группе обсуждали право жить и воспитываться в семье.В доступной интересной форме дети усвоили, что такое семья, какую семью называем согласная семья, кто является членом семьи, и другое.
Так, дети с огромным интересом разгадывали ребус со словом «семья», высказывали свое мнение и узнали значение этого слова.
Дети с удовольствием рассказывали о маме, о папе, о том, как родители проявляют заботу о своем ребенке, как бабушка и дедушка любят своих детей и внуков, но не забыли упомянуть и о том, что и дети должны помогать родителям, бабушкам и дедушкам и проявлять о них заботу.
В игре «Помоги маме» дети из двух команд на скорость сортировали овощи и фрукты, рассказывали, какие блюда из них можно приготовить и как они могут помочь своим мамам в подготовке обеда.
В завершение занятия ребята рассказали о проведении семейных праздников, отразив праздничную атмосферу в игре «День рождения».
В подготовительных группах обобщили знания детей об их гражданских правах (право на жизнь, имя, семью, жилье, медицинскую помощь, труд и отдых, получение образования и право на игру) через путешествие в сказочную страну «Правдилия». Ребята оказали помощь жителям этой страны, вернув им в сад украденный «цветок счастья», где каждый лепесток – это отдельное право. Так, через путешествие по сказкам, дети нашли все семь прав, вернули их в «Правдилию», и жители смогли жить спокойно и счастливо, потому что у них снова появились права. Путешествуя, ребята узнали, что все их права записаны в особой книге под названием «Конвенция о правах ребенка».
Занятия данной направленности играют огромную роль в правовом воспитании дошкольников.
Благодаря правовому просвещению ребенок не только усваивает свои права и обязанности, а также понимает права и обязанности других людей. Это помогает детям учиться взаимодействовать в обществе как со сверстниками, так и со взрослыми людьми, быть толерантными друг к другу, уметь решать возникающие в повседневной жизни конфликтыисключительно правовыми способами.
Занятия по правовому воспитанию формируют у детей убежденность в важности прав человека, их соблюдении и уважении, а также человеческие взаимоотношения на основе любви и заботы близких им людей.
И. УТКИНА,
социальный педагог детского сада «Ромашка»
На снимке: во время проведения занятия по правовому воспитанию.