СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ СТРАНЫ

Геннадий Евлампиевич Моторин – житель деревни Ефремово, моей родины. Много лет назад я слышала, что он был увлечён сбором материала о своём крае, о людях различных профессий, с которыми приходилось вместе работать. Геннадий Евлампиевич собирал газетные заметки, хранил летопись своей семьи. К сожалению, сейчас его нет в живых, но его дочь Генриетта Уткина бережно хранит его архив. По первой просьбе и с большим удовольствием передала она толстый кожаный портфель. Не имея права что-то изменять и редактировать, я решила поделиться материалами этого земляка с читателями газеты.

О себе – воспоминания

Мой отец, Евлампий Фёдорович Моторин, родился в 1881 году в деревне Ефремово. Служил в царской армии – унтер офицером. Прибыв домой после службы, женился. Семья была большая, но дружная. Слушались отца, так как он был самым настоящим хозяином, строгим, грамотным и справедливым. Решения принимал обдуманные. Пример брал с дедушки Фёдора. Он имел хорошее хозяйство и считался хозяином – середняком. Именно за это отцу пришлось переживать морально и материально. Дело против отца планировалось отдельными некоторыми личностями, которые рвались на тот момент к власти.

Вот какие воспоминания о моём детстве в период коллективизации. Для того чтобы организовался колхоз, отбирали лошадей, коров, сараи, плуги, бороны, сохи. И всё это делалось под нажимом вступления в колхоз. У отца отобрали одну корову, двух телят, лошадь с жеребёнком, сарай с зерном и житницу для зерна, чтоб не занимался своим хозяйством. Но отец отвергал колхоз. В это время в деревне Стоянцево раскулачили и отправили в Сибирь Александра Степановича Белова. Помню, после этого случая к отцу приехал уполномоченный описывать имущество и готовить к раскулачиванию. Но уполномоченный из района не счёл отца кулаком, таккак у него уже всё отобрали. Он дал совет: как можно скорее выдать замуж дочку Наташу, сыну Василию уехать в Иваново на фабрику «НИМ» и вступить в комсомол, а никелированную кровать, самовар, красивое зеркало, лакированный сундук, в котором лежала материна шуба на лисьем меху, продать и вступить в колхоз.

После вступления в колхоз отцу и матери работать спокойно не давали долго. Работу они получали самую тяжёлую. Помню, однажды летом отцу выделили подводу съездить в Иваново и купить продуктов. Ночью, в 2 часа, отец уехал на базар, а рано утром нам пришлось проснуться от громкого стука железа. Мы все вскочили и побежали на улицу. На крыше сидел дядя Митрий и снимал наше железо. Мать заревела, а дядя Митрий говорит, что правление колхоза так решило. А именно, снять железо с нашей крыши и увезти в Стоянцево на новую ферму, которая строилась. Отец вечером приехал из Иванова и ахнул. Что делать? Осенью пошли дожди. Отец просил хоть солому на крышу, но был отказ. И только в октябре дали солому, когда проводили обмолачивание зерна на молотильном току.

О брате Василии

Василий Евлампиевич родился в деревне Ефремово. В 30 годы уехал на фабрику «НИМ». Но началась война. Под Выборгом пропал без вести, так сообщили в райвоенкомате. С войны успел прислать только одно письмо, в котором сообщал, что взяли их, как добровольцев, на защиту Ленинграда. И ещё писал, что очень холодно и много болот, в которых гибнут наши добровольцы. Василий числился в лыжном батальоне вместе с Овсянниковым из деревни Игнатихи, который приехал домой после ранения в плечо, а Василий пошёл на лыжах вперёд. Там было много «кукушек» – снайперов, и жизнь Василия оборвалась в 23 года.

О брате Семёне

Семён освоил 7 классов Чернцкой школы, а 10 классов заканчивал в городе Иваново. В годы войны был направлен на Украинский фронт. В это время Семён высылает отцу аттестат на получение его денежного довольствия 50%. И он начал получать довольствие в размере 200 рублей из части, в которой находился Семён (старший лейтенант военно-инженерных сооружений). В 1942 году переводы прекратились, и мы все очень расстроились. Все поняли страшную причину. И как-то неожиданно в 1944 году в сентябре отец получает письмо из Германии. Это писал товарищ Семёна. Он спрашивал о том, как Семён доехал до дома. Значит, брат жив, но находится где-то в Германии.

Оказывается, воинская часть, в которой он находился, попала в окружение немецкой армии под Харьковом. Командовал  армией под Харьковом генерал Власов. И этот Власов сдал в плен всю армию. Многие воинские части попадали в плен, но некоторые продолжали выходить из окружения с боями.

Одна группа офицеров и солдат решила пробиваться отдельно. Ночевали в одной из станиц Харьковской области. Все офицеры надели солдатскую форму, подстриглись наголо, а все свои документы отдали женщине, у которой было два сына, одному 8 лет, другому 10. Они закопали в своём огороде под яблонями все документы, даже штабные. Решили идти на авось. Или выйдут к своим, или попадут в плен.Не доходя 5 километров до линии фронта, все попали в руки фашистов.Первый раз пытались бежать при перевозке в Германию из вагонов, но из 15 бежавших в живых остались 5 человек. Остальные погибли под колёсами поезда. Второй раз бежали, но были преданы местными жителями, у которых они просили хлеба. Третий раз бежали во время переезда в другой концлагерь. Их поймали, посадили в глубокую яму, из которой было видно только небо. Там находились целый месяц, без питания (только солёная рыба и вода).

Неожиданно понадобился часовщик. Семён им назвался, и так в Германии он работал у одного инженера на предприятии по ремонту часов. После окончания войны зону, где находились русские, освободили американцы. И тогда поступило предложение от американцев, кто хочет вернуться в Россию, есть такая возможность.

По прибытии в Россию Семён находился в спецлагере, в городе Калуге, где проходили соответствующую проверку после плена. Многих отправляли в Сибирь после такой проверки.Тогда Семён рассказал начальнику лагеря о документах, которые были зарыты в саду, под яблоней. Только бы они были живы! И оказалось, что в живых остались мать и старший сын. Женщина дала показания, документы выкопали.

Все эти события послужили основанием признать непричастность Семёна к сдаче в плен.Так началась мирная жизнь. Вернулся на Родину, в деревню Ефремово, как раз в Михайлов день. Через несколько лет ему вернули все воинские звания и награды и предложили должность главного инженера завода Ивторфмаш.

У каждого человека своя судьба  в этой жизни. Читая эти строчки, каждый из вас прикоснётся к краешку судьбы известного нам человека, нашего земляка.

В. ВАЛЬКОВА,

педагог

Чернцкой школы-интерната