В Госдуму внесли законопроект о том, что владельцы информационных ресурсов, суточная аудитория которых составляет более 500 тысяч российских пользователей, должны будут создать в нашей стране свои филиалы, открыть представительства или учредить юридические лица. Новый проект касается, например, соцсетей Facebook и Instagram.
Как пояснил депутат Государственной думы от Ивановской области Юрий Смирнов, такое «приземление» призвано соблюдать интересы российских пользователей и государства. «Известны многочисленные случаи, когда на зарубежных интернет-ресурсах распространялась информация, нарушающая отечественное законодательство. Это посты с пропагандой общественно опасных деяний, терроризма, нацизма и прочее. Вот только призвать IT-гигантов к ответственности пока не получается из-за отсутствия их представительств на территории России. Но с принятием закона этот пробел будет устранен. За отсутствие на территории Российской Федерации представительств или филиалов интернет-гигантов ждут серьезные санкции, и прежде всего экономического характера», — сказал Юрий Смирнов.
Текст законопроекта содержит меры, которые заставят IT-компании соблюдать российское законодательство. Речь идет о запрете на распространение рекламы на информационном ресурсе, на проведение платежей в его адрес, запрет на поисковую выдачу, сбор и трансграничную передачу персональных данных россиян. Крупные зарубежные IT-компании для полноценной работы в России должны будут также создать личный кабинет на сайте Роскомнадзора.
Генеральный директор ивановского интернет-агентства «Иллюминатор» Денис Сапожников считает, что принятие такого закона позволит российским властям получить дополнительные рычаги воздействия на зарубежные it-компании. Он уверен, что новые правила бизнеса, содержащиеся в законопроекте, позволят защитить права российских предпринимателей и обычных пользователей интернет-услуг.
«Меры, которые в последнее время применяет Роскомнадзор, сильно бьют по пользователям и бизнесу. Например, сегодня Роскомнадзор дал Google сутки на удаление запрещенного на территории РФ контента под угрозой замедления скорости работы поисковика. Эта деструктивная мера спровоцирует отток пользователей из Google, российские предприниматели потеряют деньги, вложенные в раскрутку и рекламу. При этом правительство не получит ничего кроме негатива от своих же граждан и предпринимателей. В случае наличия представительства на территории РФ, разбирательство с Google пошло бы юридическим путем через суд, пользователи и бизнес бы не пострадали. Пойдут ли IT-гиганты на этот шаг, покажет время. Гражданам же и особенно бизнесу важно, чтобы было как можно меньше неопределенности в плане доступа к it-сервисам», — рассказал Денис Сапожников.
Представители крупных российских IT-компаний считают, что последствия изменений правил игры пока трудно предвидеть. Замдиректора филиала ПАО «Ростелеком» во Владимирской и Ивановской областях заметил: «Как повлияет закон на работу существующих IT-компаний и ждать ли каких-то изменений, в том числе и «Ростелекому», станет понятно, когда законопроект будет принят и внедрен».