«В 2017 году я пришел в банк, чтобы продлить срок вклада. На депозите у меня было сто тысяч рублей и процент по вкладу тогда составлял 7% годовых. Работник банка предложил мне оформить «более выгодный вклад» и рассказал о нем, используя трудные для моего понимания банковские термины. Придя в банк через 3,5 года, я узнал, что денег в банке нет. Их передали в страховую компанию, а я стал инвестором. Чтобы забрать деньги я должен был отправить заявление на выплату и документы в Москву. В итоге мне был сделан перевод на 100373,22. Получается, что я заработал за 3,5 года 373 рубля и 22 копейки!
Иван Иванович М.,
пенсионер, п. Лежнево»
Ситуацию прокомментировал заместитель управляющего ивановского отделения Банка России Алексей СЕРГИЕВСКИЙ:
– Иван Иванович стал жертвой мисселинга. Так называют случаи, когда человека намеренно вводят в заблуждение и пытаются продать один продукт под видом другого. Иван Иванович изначально намеревался открыть депозит и рассчитывал на заранее известный процент, он шел в банк с определенным запасом доверия, поэтому советы служащего банка воспринял не критично, хотя много из пояснений и не понял.
Перед заключением договора я рекомендую задать сотруднику финансовой организации четыре вопроса и попросить указать, где в договоре об этом написано.
Во-первых, гарантирована ли доходность? То есть, определена ли ставка на весь срок договора. Если вам дают невнятные обещания и в договоре нет точных цифр, то эти обещания не гарантированы.
Обязательно нужно узнать, застрахованы ли деньги Агентством по страхованию вкладов в сумме 1,4 миллиона рублей и вся ли сумма? Выясните о какой страховке вам говорит менеджер банка, так как некоторые финансовые продукты действительно подразумевают страховую защиту, к примеру, инвестиционное страхование жизни (ИСЖ) или накопительное страхование жизни (НСЖ). Но в этих случаях страхуется ваша жизнь, а не ваши деньги.
Подробно выясните у банковского сотрудника, какие потери вам грозят при досрочном расторжении договора?
Важным обстоятельством является и то, с кем вы заключаете договор –банк, страховая компания, брокер или доверительный управляющий. Это нужно понимать для того, чтобы знать с кем вам придется иметь дело в будущем.
Не торопитесь подписывать, если перед подписанием договора банковский сотрудник проявляет настойчивость, предлагая страховые продукты, торопит, не дает спокойно изучить его условия, говоря, что это просто формальности, неохотно поясняет вам банковскую терминологию, и вообще вам трудно проштудировать в офисе банка кипу представленных на подпись бумаг. Не стесняйтесь взять договор домой, внимательно прочитать каждый пункт и убедиться, что вам все понятно. По закону, условия, предложенные вам, не могут измениться в течение 5 дней.