СОХРАНИЛА МОЛОДОСТЬ ДУШИ

Давно замечено, что не стареют люди, у которых независимо от возраста доброе сердце, светлый ум, искрящийся взгляд и искренняя улыбка, те, кто сохраняет молодость своей души. Глядя на жительницу Лежнева Людмилу Николаевну Абрамову, отметившую в начале апреля 90-летний юбилей, лишний раз убеждаешься в этом.

С Людмилой Николаевной мы договорились о встрече заранее. С порога вместе с дочерью Ириной она встретила меня милой улыбкой. В комнате уже был накрыт стол с чайным сервизом и угощениями. Мы удобно расположились, Ирина Константиновна налила чай, и мы начали беседу.

Людмила Николаевна родилась и всю жизнь проживает на тихой уютной улочке Горькова в Лежневе. В семье она росла одна, младший братишка Сережа в двухлетнем возрасте скончался от кори. Своего родного отца женщина не помнит, воспитывал ее отчим, но и тот трагически погиб на фронте.

– В военные годы жилось нелегко, самым суровым испытанием был голод, – вспоминает юбиляр. – Ходили в поле выкапывать гнилую картошку, мама пекла из них колобушечки, одну скушаешь – вырвет, поэтому и называли их тошнотиками. Собирали колоски в поле. Жили мы со старенькой бабушкой, мама работала. Я ходила помогать в госпиталь, что располагался в Лежневской школе № 10. Там мне всегда наливали котелок супа, приносила его домой.

Как и большинство детей военного времени, Людмила Николаевна окончила лишь три класса начальной школы, позже отучилась в школе фабрично-заводского обучения и с четырнадцати лет встала в ряды рабочих Лежневской прядильно-ткацкой фабрики. Профессии мотальщицы женщина посвятила пятьдесят лет своей жизни, за что удостоена звания «Ветеран труда». Людмила Николаевна всегда была на передовой, имеет множество почетных грамот за высокие производственные показатели, а её фотографии неизменно отводилось место на доске почета. К тому же работница с удовольствием участвовала и нередко занимала призовые места в районных соревнованиях по многоборью ГТО, лыжным гонкам.

По жизни лидер и душа компании Л. Н. Абрамова с юных лет являлась солисткой хора в лежневском фабричном клубе.

– В ту пору директором клуба был Анатолий Иванович Чудин, – рассказывает женщина. – Мы и пели, и плясали. Довелось выступать на сценах музыкального и драматического театров, аккомпанировал нам баянист Геннадий Ярунин. Очень запомнилась встреча с приезжими известными артистами М. И. Жаровым и И. А. Любезновым. Однажды даже звали учиться в Москву – столичные гости оценили мой русский народный вокал, но не сложилось, очень уж сильно хотелось замуж.

Задумано – сделано, но после свадьбы новоиспеченного супруга Константина Васильевича призвали в армию. Прослужил он два года кавалеристом, а еще через год появился первенец Виктор, следом Сергей, а затем и самая младшая Ирина.

Когда дочери исполнился год, с Константином Васильевичем случилось несчастье. Людмила Николаевна осталась с тремя детьми на руках и с мужем –инвалидом первой группы.

– Ох и тяжелое было время, – делится воспоминаниями пенсионерка. – Помощников не было совсем – ни родителей, ни бабушек. Уходила на работу на восемь часов. По приходу домой переводила дух, буквально десять минут, откинув голову назад, и за дела. Держали хозяйство – свиней, кур, по несколько десятков кроликов, огород двенадцать соток.

В 1976 году Константина Васильевича не стало. Позже судьба соединила Людмилу Николаевну со вторым мужем Ксенофонтом Ивановичем Цыкиным, с которым они прожили душа в душу более двадцати лет.

На заслуженный отдых Людмила Николаевна ушла в 63 года. После работы на фабрике она десять лет трудилась в лежневском свинокомплексе, а затем еще три года в «Электросети».

Помимо всех хлопот активистка всю свою жизнь возглавляла уличный комитет.

– Последний раз мне позвонили из администрации пять лет назад, – говорит Л. Н. Абрамова, –пригласили на собрание. Вот тогда я уже передала свои полномочия Дине Курицыной.

Рассказывая о деятельности уличкома, Людмила Николаевна рассуждает о том, что раньше люди были проще и ответственнее:

– В администрации мне выдавали карточки на питание, ходила раздавала в каждый дом. Раньше ведь как жили дружно. Собирала всех жителей на собрание у нашего колодца, и никто не протестовал, все ладили. Также и на фабрике. Объявлял мастер, что сегодня собрание, никто и перечить не смел. Дома трое детей чутошных, а мы на собрании в столовой. Скажут, завтра в колхоз шевелить сено –значит, идем на работу с граблями. Бывает, придет мастер: «Цех закрываем, сегодня нам не предоставили хлопок, посылаем на другую работу». Отправят, например, на торфяное болото рядом с Воскресенским на производство торфяных брикетов.

За доброжелательной улыбкой и открытым сердцем Людмилы Николаевны скрывается нелегкая судьба. Но, несмотря на все невзгоды, она сумела воспитать любящих детей, которые ежедневно окружают её вниманием и заботой. Она живет в окружении шести внуков, десяти правнуков и одного праправнука. И сегодня у этой милой 90-летней женщины оптимизма и желания жить кажется больше, чем у молодой девушки – она улыбается, радуется каждому дню и ясному небу над головой.

Н. ФЛЯУМ

На снимке: полвека Л. Н. Абрамова посвятила работе на фабрике.