Большую часть времени подростки проводят в социальных сетях, но далеко не весь контент взрослых сервисов подходит для неокрепшей детской психики. Создание американскими IT-гигантами детских версий популярных платформ кажется выходом из ситуации. Однако, по мнению психологов и специалистов IT-отрасли, на самом деле западные соцсети для детей несут не меньше опасностей. Ивановские и московские эксперты рассказали, в чем видят выход из ситуации.
Главная претензия к иностранным разработчикам – отсутствие модерации опасного контента, влияющего на психику и здоровье детей. Так, в YouTube Kids благодаря автовоспроизведению алгоритм сервиса показывал детям видеоролики, рекламирующие диеты и даже призывающие к самоубийству. Долгое время эту функцию не было возможности отключить.
Почему же корпорации, создавая новые виртуальные миры, пренебрегают психическим здоровьем детей? По мнению директора Лиги безопасного интернета Екатерины Мизулиной, IT-гиганты пытаются «омолодить» аудиторию и взращивать своих будущих покупателей буквально с пеленок. Ради увеличения дохода они готовы пожертвовать даже безопасностью подрастающего поколения.
«К сожалению, основная цель даже, на первый взгляд, невинных инициатив, направленных на создание комфортной и безопасной среды, — это получение прибыли. А в погоне за ней корпорации стремятся как можно сильнее привязать к себе пользователей, и дети, увы, слишком часто становятся легкими жертвами манипулятивного дизайна и недостаточной модерации», — отметила Мизулина.
Так что детские версии пока не вызывают доверия, а взрослые сервисы слишком опасны для юных пользователей. Что же делать? Вся надежда на российских разработчиков, платформы которых смогут заменить опасный контент западных сервисов.
«Будем ждать российские продукты, которые, конечно, тщательно протестируем, прежде чем пускать туда наших детей», — отметила Екатерина Мизулина.
Директор ивановского Центра технического творчества «Новация», кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории, экономики и предпринимательства ИвГУ Алексей Кирьянов считает, что современные социальные сети и платформы всё больше ориентируются на подростков и детей. Кроме безопасных познавательных передач и мультфильмов, Интернет предлагает виртуальные игры и сайты с совершенно недетским контентом.
Поэтому сейчас важно развивать отечественные медиапродукты для детей, включая виртуальные. Алексей Кирьянов отметил: «В России сейчас уделяется большое внимание безопасности детей в интернете. Отечественные интернет-компании, медиахолдинги и телеком-операторы подписали хартию безопасности детей в интернете. Она предполагает ограничение доступа к вредному и противоправному контенту для несовершеннолетних».
В хартии говорится о важности объединения усилий для развития и гармоничного воспитания детей в виртуальном пространстве, о значимости диалога с детьми для понимания их потребностей в цифровом мире, помощи в творческой самореализации, о совместном формировании морально-нравственных ориентиров в цифровой среде.
Также компании обязуются сами находить и удалять нежелательный для детей контент, совершенствовать инструменты по защите несовершеннолетних, создавать и продвигать развивающий и созидательный контент, повышать цифровую грамотность детей, развивать международное сотрудничество в этой сфере и прочее. Российские IT-компании к тому же создают различные удобные сервисы по родительскому контролю.
«При разумном и грамотном использовании интернет позитивно влияет на развитие ребенка и его навыки коммуникации. Дети общаются и делятся информацией в социальных сетях, ищут материалы для учебы и развлечений. И что еще важно, в современных образовательных технических центрах, число которых растет и в Ивановской области, сами создают новые технологические устройства и программное обеспечение», — рассказал Алексей Кирьянов.