КАК ВЫБРАТЬ ПРОФЕССИЮ… СВОЕМУ РЕБЕНКУ

В текущем ритме жизни вопрос о выборе профессии стоит остро. Порой самому ребенку в разнообразии существующих видов деятельности разобраться сложно. Поэтому задача родителей – помочь своему ребенку выбрать дело по душе, учитывая его склад ума, особенности характера и, конечно, развитие разных сфер жизни.

На самые главные вопросы о профориентации отвечает начальник отдела содействия Лежневского центра занятости населения Юлия Николаевна ВОЛКОВА.

– Зачем нужна профориентация?

– Если кратко, то для того, чтобы помочь ребенку с выбором, но еще важнее – для того, чтобы изучить себя.

Наши дети попали в ловушку парадокса разнообразия. Если мы с вами видели дефицит, талоны, очереди за колбасой во всей красе или один вид майонеза, нашим детям приходится выбирать одну шоколадку среди 100 других видов, одну профессию среди тысяч возможных и интересных.

Здоровый мозг не может справиться с подобным и включает обратную скорость: слишком высока цена решения, не буду решать вообще. Именно поэтому сомнения и переживания ребенка не стоит считывать как пожизненную нерешительность или безразличие.

Профориентация дает ребенку лучшее понимание самого себя (интересы, способности, тип мышления и обучения); подходящие именно ему профессиональные направления; шанс не ходить кругами, а сфокусировать внимание на результате; а также помогает принимать решение осознанно и проинформировано.

– Как отличить хорошую профориентацию от плохой?

– Если после тестирования и консультации у вас остается сумятица и вопрос в голове «и что делать?» – видимо что-то пошло не так в выбранном вами варианте. Вам должно быть понятно, что делать дальше. У вас перед глазами должен появиться список способностей и интересов ребенка, подходящие ему профессиональные направления и план его образовательного и развивающего пути.

Многие школы проводят профориентационное тестирование. У одних это формат теста и общения с классным руководителем. У других – консультация с психологом. И все же регулярно поступает вопрос «что-то сделали, дали ребенку 15 направлений, но мы выбрать не можем. Что делать с этим?». Наш ответ – подходить избирательнее в моменте выбора подхода к профориентированию подростка. И не ждать чудес или волшебной таблетки.

– Когда проводить профориентацию ребенку?

– Нет смысла делать это раньше 12 лет, ребенок еще не набрался жизненного опыта.

В 12-13 еще не корректно говорить о профессиях, но ценно увидеть способности, интересы и потенциал ребенка. В 14-15 лет хорошо проходить профориентацию как раз перед выбором предметов в британской системе или предметов на ЕГЭ – в русской. В 16-17 лет уже легче определить именно индустрию и аспекты специальностей для изучения в университете.

Обратите внимание: чем старше ребенок, тем более точным получается вектор его профессионального направления. Но чем раньше начать изучать и развивать ребенка в подходящих именно ему направлениях, тем, в конечном итоге, точнее попадет стрела в самое яблочко специальности. Наша цель – трудоустройство и карьера ребенка, а она часто зависит еще и от навыков, которые нарабатываются через уверенные знания о себе, через жизненный опыт. Именно с этим и помогает профориентация.

– Как убедить ребенка пройти профориентацию?

– Заинтересовать. Нужно понимать, что для ребенка это звучит как очередной скучный тест, который ничего ему не даст. И только малый процент детей изначально расположены к самопознанию и согласятся с энтузиазмом.

Также важно говорить с ребенком из партнерской позиции, подчеркивая «важно», а не только хочу или не хочу. Не уговаривать, а рассказать зачем это нужно и какие результаты даст. Мы все умеем лечить ОРВИ своими домашними средствами, опираясь на самочувствие и симптомы. Но порой, понимая важность случая, идем в больницу. С профориентацией так же. В важные жизненные моменты вообще здорово обращаться к профессионалам – говорят, это удел успешных людей.

– Какие ошибки чаще всего совершают семьи при выборе профессии и специальности?

– Не изучение собственного ребенка. По разным причинам. И я бы выделила несколько типов.

«Нам только в Оксфорд». Для таких семей в первую очередь важен престиж и статус учебного заведения. Способности и возможности ребенка замеряются мало. И беда в том, что ребенок, может, и поступит в Оксфорд, но идентифицировать это нужно за несколько лет до. Понять способности, вызвать мотивацию и наложить на специальность – «звезда Оксфорда» возымеет шанс взойти. Такой подход часто больно сталкивает с разрушением иллюзий. И профориентация поможет заранее понять, реализует ли этот ребенок свой потенциал именно в Оксфорде или ему подойдет другое место.

«Нам маркетинг, и чтобы мухи не кусали». Так чаще всего говорят родители девочек или о детях, чьи способности попроще. То есть для ребенка не ставят высокую планку, не двигают его к достижениям. В этом случае профориентация покажет реальный потенциал и возможности ребенка. А бонусом – поднятая самооценка.

«Это семейное. Еще наш прадедушка был…». Родители хотят направить ребенка по семейному пути врачей, юристов, предпринимателей. Так можно, естественно. Но для начала стоит протестировать ребенка и понять, а действительно ли это для него. Если склонности есть – супер, мы найдем лучших специалистов, учителей, покажем перспективы будущего. Но что будет с ребенком, если «семейное ремесло» совсем не для него? Кстати будет помощь специалиста, чтобы подсветить смежные области между интересами ребенка и семейным делом.

«Как-нибудь разберется, я тоже не знал…». Такое бывает у тех родителей, кто в июле 1973 года решил не идти в армию и за месяц подготовился на биологический факультет МГУ. И очень даже уверенно считает, что и ребенок тоже так может. Может, но ему придется тяжко. И ладно бы просто неправильный выбор вуза за ваши деньги, но такие расслабленные проекции на будущее ребенка на практике отрицательно влияют и на мотивацию, и на амбиции, и на самоощущения ребенка о себе самом.

Наши рекомендации:

– задумывайтесь о профориентации уже с 13 лет ребенка;

– заранее определите цель и задачу профориентации;

– не навязывайте ребенку тестирование насильно. Мягко и интересно расскажите, что это ребенку даст.

– всегда изучайте качество и наполнение профориентации — станет ли вам легче и проще после услуги.