О СОЦИАЛИЗАЦИИ В ОБЩЕСТВЕ

Одной из острых проблем современного образования является увеличение числа детей,испытывающих трудности в адаптации к школе и социальному окружению, повышение негативных тенденций в сфере физического и душевного здоровья детей.

Приступая к школьному обучению, ребенок должен быть готов не только к усвоению знаний, но ик кардинальной перемене всего образа жизни. Однако многие родители до сих пор акцентируют своё внимание на интеллектуальной подготовке ребёнка к школе и часто упускают из виду социальную готовность, включающую в себя такие учебные навыки, от которых существенно зависят будущие школьные успехи.

Социализация – это процесс социального становления личности. Дошкольный возраст – первая ступень в овладении детьми социального опыта взаимодействия с обществом. В этот период происходит приобщение детей к общечеловеческим ценностям, общественным нормам, к культуре, нравственному опыту, ребёнок входит в систему социальных отношений, познает мир социальных ролей. Социализируясь, дошкольник определяет своё место в обществе.

Социализация ребёнка дошкольного возраста – явление многогранное, которое происходит под влиянием разных факторов: общества, семьи, в которой ребёнок воспитывается, среды, окружающей его.

Социальная готовность подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять своё поведение законам детских групп, а также навыки коммуникативной инициативы и самопрезентации.

Стоит отметить, что социализация человека начинается с момента его рождения и протекает непрерывно на протяжении всей жизни.

Говоря о школьных трудностях детей, об их неготовности к школьному обучению и о попадании их в стрессовые ситуации, необходимо обратиться к анализу социальной ситуации развития детей на предыдущем возрастном периоде, то есть на этапе дошкольного детства. При этом необходимо учитывать,что основу социальной ситуации развития составляет переживание ребёнком среды своего обитания и себя в ней. Именно социальная сфера дошкольника становится источником взаимоотношений ребёнка с окружающими, и тем условием, которое обеспечивает мотивацию его учения в начале школьной жизни.

Поступление ребёнка в дошкольное учреждение есть начало важнейшего процесса социализации личности. Приобретённый социальный опыт позволит ему в новых условиях (в школе) избежать психоэмоционального напряжения, ведущего к отклонениям в физическом и психическом здоровье.

Важнейшими показателями социальной готовности являются умение понимать и выполнять распоряжения и задания, которые дают ребёнку взрослые, умение считаться с другими, уступать и подчиняться им при необходимости, умение приспосабливаться и адаптироваться, а также способность самому решить свои простейшие проблемы, обслужить себя.

Проблема социализации личности дошкольников является одной из базовых в педагогике и возрастной психологии, поскольку её успешность определяет возможность личности полноценно функционировать в обществе как активного субъекта. От степени социализации зависит то, насколько гармонично развитым будет дошкольник, усваивая на начальных этапах процесса социализации нормы и установки, необходимые для того, чтобы стать полноценным и равноправным членом своей социальной среды.

Социализация необходима в первую очередь для того, чтобы подготовить маленького человека к жизни в группе людей, с которой он столкнется уже очень скоро, когда пойдет в школу.

Именно поэтому в дошкольном возрасте важно не изолировать ребёнка от общества, а наоборот – посещать с ним детские коллективы, площадки, детский сад, ходить в гости к друзьям и приглашать их к себе.

Основными формами работы детских образовательных учреждений в формировании социально-коммуникативной функции у детей являются: организованная образовательная деятельность (занятия), личный пример взрослого, обыгрывание игровых ситуаций, беседа, этическая беседа, наблюдение, сюжетно-ролевая игра, коммуникативная (подвижная) и словесная игра, наглядные методы, чтение и обсуждение художественной литературы.

Осуществляется социализация, главным образом, через общение, а поскольку первый человек, с кем ребёнок начинается общаться и испытывать в нем потребность, – это мама (или человек её заменяющий), то семья выступает первым и главным «институтом социализации».

На процесс социализации влияет в первую очередь семья. Каждый из ее членов исполняет конкретные социальные роли, главные из них – это родительские роли. Общим в них является стремление к безопасности детей, уход и воспитание.Как чрезмерная концентрация на ребенке, так и чрезмерное отдаление от него отражаются отрицательно на процессах психоэмоционального и социального развития ребенка.Неправильное отношение родителей, а также чрезмерно авторитарный или слишком либеральный стиль воспитания может вызвать различные нарушения и трудности в социальной адаптации.

В дошкольном возрасте дети, окруженные чрезмерным вниманием родителей или воспитывающиеся слишком свободно, как правило, инфантильные и не умеют налаживать положительные контакты со сверстниками, а также их эгоистическое отношение неизбежно приводит к неприятию их группой.

Таким образом, социализация детей дошкольного возраста – процесс длительный и многоплановый. Это важный шаг на пути вхождения во внешний мир, неоднозначный и незнакомый. В зависимости от успешности адаптационного процесса ребёнок постепенно принимает на себя какую-либо роль в обществе, учится вести себя в соответствии с требованиями социума, постоянно нащупывая зыбкий баланс между ними и собственными потребностями.

Детство – это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Это период наиболее интенсивного формирования личности и то, что не сложилось в детские годы, уже не восполнить взрослому человеку. Особую роль в социализации личности играет семья как первичная социальная группа. Именно семья обладает признаками социального института и является для ребёнка-дошкольника первой общественной средой, через которую он познает весь окружающий его социальный мир.

И. УТКИНА,

социальный педагог детского сада «Ромашка»