СУДЬБА ВАСИЛИЯ РОМАНОВА

Издревле село Лежнево славилось своими ярмарками да ремесленниками. Одним из основных ремëсел было сапожное. Этим делом занимались целыми семьями. Одна из таких семей проживала в деревне Стояково.

В семье крестьянина Луки Романова было шесть сыновей. По одной из семейных легенд после отмены крепостного права Романовы переселились из сельца Романова близ села Златоуст, потому и получили такую фамилию. Возможно, один из крестьян женился на уроженке деревни Стояково, и обосновались молодые поближе к родственникам жены да и к Лежневу.

Все сыновья Романовых занимались сапожным делом. И судя по фотографии, все щеголяли в сапогах, а значит дело у них шло хорошо, и они могли себе позволить хорошую обувь.

Несколько братьев взяли в жëны уроженок деревни Щипоусихи. Егор Романов, младший из братьев, поселился в этой деревне. В 1890 году у Егора родился сын Василий. Получив начальное образование, Василий в десять лет был отправлен отцом учиться торговому делу в село Новые Горки(в то время деревня Горки).Мальчик оказался смышлёным, и хозяин порекомендовал его одному из своих знакомых купцов в село Иваново(город Иваново). Так как Василий и тут показал себя отлично, то его наставник выделил средства на открытие галантерейной лавки в селе Лежнево и назначил его приказчиком в этой лавке. Постепенно Василий выкупил лавку в своё пользование и с 1911 года стал работать самостоятельно.

Галантерейные товары пользовались спросом. За покупками заходили не только жители села Лежнево и окрестных деревень, но и настоятельница Назарьевского женского монастыря в сопровождении монахинь. Одна из монахинь была мила собой и приглянулась молодому Василию, да и он был красавец. Каждый раз Василий старался сделать ей какой-то маленький подарок.

Девушке молодой человек тоже пришëлся по душе. Чувства молодых людей оказались взаимными. И Василий подал прошение в епархию об отпуске любимой из монастыря. Но прошение было отклонено. Василий очень тяжело переживал эту неудачу. Влюблëнные были обречены на расставание. Девушка осталась в монастыре. После расформирования Назарьевского женского монастыря она перешла в один из монастырей села Иваново и о дальнейшей её судьбе ничего не известно. Но до конца жизни Василий помнил свою любимую монахиню.

У одного знакомого купца села Иваново служила белошвейкой молодая девушка из обедневшей дворянской семьи – Полинария Ивановна Мошкова из города Шуи. По просьбе родителей Василия познакомили с Полиной, и его сердце оттаяло.

В 1914 году в Казанском храме села Лежнево состоялось венчание. Таинство венчания совершил священник Владимир Введенский (Владимир Лежневский). Фотографом был приглашëн Г. А. Жильцов. Его фотоателье находилось в Шуе на Миллионной улице в доме Аржанникова.

Молодую жену Василий привëл в родительский дом в деревне Щипоусихе. Дом был большой, высокий пятистенок, и места хватило всем.

Василий не только торговал, но и увлекался в свободное время садоводством. Саженцы для своего сада в 1916 году он заказал у самого И. В. Мичурина по почте.

В семье появились трое детей.Всё шло хорошо. В 1920-е годы Василий занимался торговлей, затем работал счетоводом. В 1928 году занимался сельским хозяйством.

Но 5 февраля 1930 года Василия арестовали по групповому «Делу игумении Валентины Никешиной и др. Ивановской области, 1930 г.». Обвинение: «являлся врагом Советского Союза, вëл систематическую антисоветскую агитацию, направлял её к срыву проводимых мероприятий,ст. 58-10 УК РСФСР». Приговор – три года концлагеря с конфискацией имущества. 23 марта 1930 года постановлением тройки при ПП ОГПУ СССР по Ивановской промышленной области приговор заменён на три года ссылки в Северный край. Так Василий с семьёй попал в город Архангельск. Его родители остались на родине. Так как имущество было конфисковано, жить им пришлось при колхозной ферме в помещении для заваривания кормов.

Об аресте семью предупредили, и они успели основную часть ценностей, мебели и разной утвари передать своим наиболее близким знакомым, но после возвращения из поселения мало кто вернул оставленное на хранение.

Семья вернулась после окончания срока в город Шую. Подорванное здоровье дало о себе знать. Но всë-таки Василий Егорович был не сломлен. Ещё при жизни он передал свою большую библиотеку в дар Шуйской городской библиотеке. Его потомки до сих пор проживают в Шуе.

Судьба дома семьи Романовых в деревне Щипоусихе была такой же витиеватой, как и судьба хозяев. После конфискации в этом доме сосуществовали правление колхоза «Сталинец» и деревенский клуб с избой-читальней. Когда объединились два колхоза «Сталинец» и «Родина» в совхоз Лежневский, дом разобрали и перевезли на окраину Лежнева, и долгое время в нём находилось правление совхоза. А на месте дома несколько десятилетий был пустующий участок, заросший терновником и бурьяном.

В 1991 году Василий Егорович Романов реабилитирован прокуратурой Ивановской области по 1930 год репрессий. Причислен к «Новомученикам, исповедникам за Христа пострадавшим в годы гонений на Русскую православную церковь в ХХ веке».

Статья посвящается племяннице В. Е. Романова, жительнице посёлка Лежнево Фаине Григорьевой Быстровой. При написании материала использованы воспоминания и фотографии из её личного архива, а также архивные документы Государственного архива Ивановской области и данные с сайта «Новомученики, исповедники за Христа, пострадавшие в годы гонений на Русскую православную церковь в ХХ веке».

Е. ДОСТАВАЛОВА

На снимке: Василий Егорович и Полинария Ивановна Романовы в день венчания.
Больше фото — на страницах газеты «Сельские вести».