Больничные банкетки возле его кабинета в поликлинике почти не бывают свободными. Заняты они пациентами, сосредоточенными на своих не очень веселых ощущениях. Прячут боль и, конечно, ждут облегчения. Ведь они же – к хирургу! А еще по-простому говорят: к экстренному хирургу. Когда болит, каждый человек надеется: может, прямо сейчас здесь ему и помогут…
Вот и сегодня ждут приема. Печальный мальчик с гипсовым сапожком на ножке – его успокаивает бабушка, обещает, что доктор сегодня разрешит ему приступать на пятку. Мужчина после операции пришел показать швы. Женщину с костылями сопровождает муж – она хочет проконсультироваться с врачом, как дальше продолжать лечение.
Нашего хирурга зовут Виталий Николаевич Герасименко.
Он трудится в Лежневе недавно. За время реформ в медицине изменился порядок оказания хирургического вспоможения. И число врачей этого профиля в лежневской больнице начало сокращаться, в одно время от трех специалистов не осталось никого. За несколько месяцев работы Виталия Николаевича в поликлинике местные жители ободрились: у них теперь есть свой хирург… Лежневские пациенты радуются пришедшей к ним новости (здесь все обо всех все знают): вдобавок ко всему врач теперь точно «свой» – его семья поселилась в деревне Козино.
Герасименко – врач высшей квалификации. Так значится в его врачебной онлайн-характеристике с прежних мест работы: блестящий хирург, профессионал в области профпатологий, может провести операцию любой специализации и сложности, постоянно совершенствует свои знания.
Современные требования к высокотехнологичным хирургическим операциям: новейшее клиническое оборудование, квалифицированные врачи-ассистенты. Виталий Николаевич к тому же – практикующий хирург в Иванове. Приходится все успевать, работает много. Ведь это же истина: руки хирурга не должны быть праздными ни одного дня. Хотя сегодня рукам врачей выпадают и другие практики, например, оформление многочисленных электронных документов.
Не все лежневские пациенты знают, что свой профессиональный праздник – день медицинского работника Виталий Николаевич будет встречать 16 июня в 29-й раз. Это не просто медицинский стаж в 28 лет с первого трудового дня, когда по окончании интернатуры молодой врач стал оперировать в 4-й клинической больнице города Иванова.
Это судьба, жизнь, мастерство. И врач становится не просто профессионалом – доктором, к которому стремятся попасть на прием и операцию.
Виталий Николаевич – доктор с большим чувством юмора. Шутит: с какой целью пришли к врачу? Хороший психологический прием: неожиданный вопрос переключает внимание, снимает напряжение больного. И главное, мобилизует человека. Некоторые даже теряются, но доктор быстро завоевывает их расположение знанием дела.
Хирург экстренной помощи малые оперативные вмешательства проводит лично. Виталий Николаевич в условиях амбулатории делает все малые операции: удаляет доброкачественные новообразования, обрабатывает раны при травмах, ожогах, обморожениях, может провести коррекцию рубцов и шрамов, удаляет бородавки или любые инородные тела.
Накануне праздника удалось втиснуться в крошечный разрыв между пациентами и, пользуясь поддержкой заведующего поликлиникой Алексея Федоровича Петрова, познакомиться с доктором Герасименко.
Конечно, первый вопрос из разряда риторических: часто говорят, что у человека в организме нет ничего лишнего. Интересно, как эти слова оценивает хирург.
Виталий Николаевич шутить не стал, а ответил совершенно серьезно. В самом деле, существуют такие опасности, которые иначе, чем операционным путем, разрешить невозможно: например, гнойное воспаление аппендикса, грозящее перитонитом, некроз поджелудочной железы, воспаление желчного пузыря – такие воспалительные процессы на 95 % могут закончиться летально. А огнестрельные ранения? Так что высказывание весьма спорное.
Виталий Николаевич и в нашем разговоре не удержался от шутки. Рассказывал об операции, при которой применяют… обезболивание препаратом «крикалин». Оказалось, это шутка, на которую попадались и его студенты, пытавшиеся тут же отыскать название препарата в интернете. Я тоже попалась. Виталий Николаевич расхохотался.
Как же становятся хирургами? Вовсе не обязательно, что по династическому принципу или романтической мечте. По шутливому рассказу Виталия Николаевича у него в выборе медицинской профессии большую роль сыграли его мама и тетя, которые с детства ему внушали, что в семье должен быть врач. И снова шутит: как послушный сын и племянник он послушался. Так школьник из Владимира приехал поступать в Ивановский медицинский институт (ныне ИГМУ).
В институте он встретил будущую жену. Она неонатолог, лечит новорожденных малюток. Дочь – тоже врач, окулист. Вот так и получилась у него в судьбе династия врачей.
Сам он в институте размышлял относительно будущей специализации и вовсе не о хирургии думал. Но так сложилось. А вот оказался абсолютно на своем месте.
Оперировал и на открытом сердце, в его практике – многие виды операций.
Как-то в Лежневе к нему обратился участник специальной военной операции – беспокоил осколок. Врач ждать не стал: «Нужно срочно извлекать». И сразу же на приеме хирург этот весьма тяжелый кусочек металла оперативно удалил. Виталий Николаевич рассказал, что мелкие осколки «сами не выходят», это заблуждение.
А осколок парень оставил доктору на память. Он в ящике стола – металл, который был предназначен убивать. А врач предназначен дарить здоровье и жизнь.
С праздником, дорогой доктор! Спасибо Вам!
И. МИРНАЯ