ЗА ПРОДУКТАМИ ИДЁМ В ГОРКУ!

Оказывается в России каждый шестой работник – сотрудник ритейла, то есть розничной торговли. Немало!

Да, за три десятилетия равнения на запад мы привыкли к иностранным словам. Этому немало поспособствовала и сама торговля, захватившая бразды правления в экономике, приучив нас международными брэндами, вывесками магазинов, маркетплейсами к чужестранному звучанию.

Если вы приедете в Лежнево и пробежитесь по магазинам, то удивитесь: здесь есть все современные виды торговли – от сетевых до интернетных, но ваше воображение точно поразят миниатюрные магазинчики! С традиционной формой торговли, душевные, почти семейные.

Возле сразу двух знаменитых лежневских храмов стоит на возвышении продуктовый магазин с абсолютно понятным родным русским названием «Горка». Милый, уютный, с вкусной рекламой на фасаде и даже… с замысловатой печной трубой, правда, уже не действующей, но придающей зданию шарм. Здесь всегда много покупателей, среди которых оба батюшки, и прихожане двух храмов, и приезжие из соседних сел. А продукты –­ всегда свежие, вкусные и недорогие. Их так быстро разбирают!

Но главная примета «Горки» – особенное отношение к покупателям. Продавцы знают даже привычки и вкусовые предпочтения многих, могут посоветовать, что лучше купить для определенного меню: на скорую руку или званый обед, могут даже рецепт блюда подсказать. А еще продавцы здесь умеют… слушать. Нередко чью-то исповедь о радости или одиночестве.

Хотя лежневцы постарше иногда по привычке говорят: «Пойдем в магазин Лиды Быковой». Удивительно, но их привычка не кажется обидной профессионалам «Горки». Они говорят с улыбкой: это жизнь. Когда-то это был магазин социальной направленности, привлекающий людей невысокими ценами. Но его хозяйка Лидия Николаевна Быкова однажды сказала коллегам, что устала. Да и взрослый сын настоял: «Мама, ты ведь практически живешь в магазине, пора отдохнуть».

И у магазина появились новые владельцы – лежневцы Татьяна Николаевна и Дмитрий Владимирович Шеёнковы.

Цены они осознанно держат по-прежнему низкими.

Практически вся площадь «Горки» – это исключительно торговое пространство, служебное помещение весьма миниатюрное. Здесь мы и беседуем с администратором Екатериной Галчевой – ведь в субботу их праздник, российский День торгового работника.

У Екатерины легкий характер, она доброжелательна и улыбчива. И ощущает себя человеком, который абсолютно попал в профессию. Как оказалось, так себя позиционируют и все ее коллеги, а их всего двое — продавцы Марина Писанова и Елена Чукмарева.

Администратор Екатерина на работу ездит на машине из деревни Увальево, в которой родилась и живет. После окончания лежневской школы поступила в СПТУ, вышла замуж, и почти одновременно получила профессию бухгалтера и родила первую дочку. Свой рабочий путь она начала в 1995 году в торговле. Так в ней он и продолжается. Всего один раз в качестве исключения попробовала Катя себя контролером ОТК на ткацкой фабрике в Телегине. Но в 2003 году после выхода из декретного отпуска по уходу за второй дочкой уже не экспериментировала, поняв свое призвание. Стаж продавца увальевского магазина «Дальнобойщик» Галчевой, с одновременной подработкой в местном кафе, – 17 лет.

Катя не планировала менять работу, которая ей очень нравилась. Это ведь счастье, когда все устраивает, и рядом дом, работа, любимый человек, дочки.

Муж работник леса, дочки уже совсем взрослые. И вдруг в 2020 году судьба сделала крутой поворот. Ну как она могла не помочь брату Дмитрию в его новом магазине наладить процесс торговли! И сноха Татьяна Николаевна уговорила ее. Она же обучила Катю практической бухгалтерии, всего один раз показав программу на компьютере. Вот и пригодилось Екатерине её образование!

Ни разу Катя не пожалела, что пришла в «Горку». Здесь у неё второй дом. Работают втроем душа в душу! У неё – поставки, документы, у Марины с Еленой –покупатели. Екатерина часто и сама выходит за прилавок, например в пятницу, когда обычно максимальный наплыв покупателей, готовящихся к выходным.

Какие самые популярные у покупателей продукты в магазине? – Мясо, колбаса, свежемороженная рыба (весьма широкий ассортимент от мойвы до форели, филе), хлеб, кондитерские изделия. Хлеб поставляет РИАТ, тортики в «Горке» не закупают, зачем конкурировать с пекарнями. Но зато хлеб и пирожки с пиццей от пекарей из Новых Горок пользуются спросом ежедневно у нескольких десятков покупателей. Ни сигарет, ни спиртного нет в магазине, но с 7 до 19 часов всегда народ.

Продавцы «Горки» ведут страницу своего магазина в вайбере, и как только поступает новый товар, вывешивают анонс с фотографиями. Там же и рецепты разных блюд. Читатели, они же покупатели, «в друзьях» магазина.

Они знают работников «Горки» по именам. Вероятно потому, что они профессионалы и свои люди. А также психологи. Им необходимо таковыми быть – работа с людьми.

Да, в жизни всякое бывает, сорвался человек и нагрубил продавцу, как быть? Просто улыбаться?

Марина Писанова, продавец, сегодня её смена («два на два») ответила на этот вопрос просто. Без знаний психологии ни один сетевой магазин работников не принимает. Ей довелось это узнать на личном опыте работы в Иванове. Даже продавцы «ювелирки», загруженной не так уж сильно, сдают тесты по психологии на профпригодность. В тесте вопросы на все случаи взаимоотношений покупателя и продавца. А практически сначала надо понять ситуацию, объяснить свои действия. И, конечно, суметь погасить отрицательную энергию. А улыбаться, быть вежливыми, это вообще правила этикета для всех.

Профессия продавца не так уж и безопасна. В её практике работы в круглосуточном маркете был случай, когда ночью пришлось вызывать «скорую» раненому на улице в криминальной перестрелке.

Марина рассказала о себе и своей неизменной коллеге Елене Чукмаревой (у неё выходной), с которой они работали вместе раньше в других магазинах. Из магазина Лидии Быковой они плавно перешли в «Горку». Благо на том же месте.

Начинали: Марина с работы ткачихой, Елена – почтальоном. А дальше у обеих пути сошлись в один, что им по характеру и душе. У Марины трое детей, у Елены – двое, и уже двое внуков.

Судя по тому, что Марина тоже часто искренно и доброжелательно улыбается, понимаешь, что эти работники – люди счастливые. Дружный коллектив вместе праздники отметить не успевает, так как в эти дни работы непочатый край. Но руководство приглашает на посиделки в бар, где чествуют и премируют сотрудников всех подразделений. Кстати, магазин одежды «Галина», который рядом с «Горками» тоже входит в предприятие Дмитрия и Татьяны Шеенковых. Оксана Сверчкова, которая в нём трудится, считает, что такие магазины все равно не исчезнут под натиском маркетплейсов – люди хотят общаться.

Что такое их профессия? В ней заняты и руки, и сердце, и голова. Да, они все помнят время, когда сновали руки, чтобы быстро обслужить покупателя и посчитать покупки самым простым способом. Сегодня все работают по штрих-кодам и маркировкам, которые считывает сканер с товара, весы автоматически привязаны к кассе. Остается нажать кнопку и выдать чек покупателю. Сначала казалось тяжеловатым переучиваться на новую систему, сегодня её признали очень удобной.

Сколько всего надо успеть сделать продавцу! Серьезный медосмотр раз в год, у терапевта, лора, стоматолога, психиатра-нарколога… Один раз в два года обучают и экзаменуют по «санмину», санитарному минимуму по гигиене производства. Каждый день после работы специальными хлорными средствами обрабатывают каждое рабочее место, весы, прилавки, полы. Чистота.

И пусть будет так, как сказали в магазине «Горка»: «Завяжи нам глаза, мы всё равно свое дело сделаем». Спасибо, с праздником!

И. МИРНАЯ

На снимке: сотрудники магазина «Горка» – администратор Екатерина Галчева (слева) и продавец Марина Писанова.