ОСМЫСЛИЛИ ИТОГИ, ПОСТАВИЛИ ЦЕЛИ

На традиционной августовской конференции работников образования начальник районного отдела образования Оксана Анатольевна Троицкая выступила с докладом, в котором проанализировала работу за прошедший учебный год, а также озвучила приоритетные направления деятельности системы образования района на новый период.

МАЛЫШЕЙ В ДЕТСАДАХ СТАНОВИТСЯ МЕНЬШЕ

Свой доклад Оксана Анатольевна начала с информации об образовательной сети. В районе по-прежнему продолжают функционировать 16 образовательных организаций: 8 дошкольных, 7 общеобразовательных школ и 1 организация дополнительного образования.

К сожалению, продолжается тенденция к снижению численности детей дошкольного возраста. Число дошколят на начало сентября составляет 589 человек, что на 90 меньше уровня прошлого года. За последние четыре года это снижение составило 35%.

Численность детей школьного возраста пока остаётся стабильной.На начало сентября в школах 1772 учащихся, что в целом соответствует уровню прошлого года.

Неизменными остаются важнейшие задачи отрасли – это равная доступность и высокое качество образования, формирование суверенной системы образования, которая включает в себя множество составляющих. Ключевое из них – педагоги.

Всего в Лежневском районе по итогам 2023-2024 учебного года работало 258 педагогических работников, из них 144 в общеобразовательных учреждениях района, 102 – в дошкольных организациях и 12 педагогов дополнительного образования. Радует наличие молодых специалистов. Однако их всего 23 человека на район: 14 – в школах, 8 – в детских садах, 1 – в учреждении дополнительного образования. При этом по итогам прошлого учебного года в школах района было 13 вакансий учителей.

Данная статистика ещё раз подчеркивает важность и приоритетность работы по укреплению авторитета педагогических профессий. На государственном уровне выработан целый комплекс мер в этом направлении.

С 1 мая 2024 года вступили в силу изменения в организации целевого обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования. Теперь главным инициатором целевого договора является заказчик, нуждающийся в кадрах, а абитуриенты – это соискатели, подбирающие для себя наиболее выгодные предложения. Важно, что вся процедура от подачи предложения до момента заключения договора проходит на Единой цифровой платформе «Работа России».

В летний период 2024 годаадминистрацией Лежневского муниципального района, как заказчиком, размещено 13 предложений о заключении целевых договоров для нужд образовательных организаций. Заявок от абитуриентов поступило 9, а по итогам приёмной кампании, прошедшей в учреждениях высшего образования, утверждены 3 кандидата на заключение договора, причём двое из них – это наши выпускники. Точечно проделали работу в этом направлении руководство и педагогические коллективы Лежневской школы № 11 и Новогоркинскойшколы.

УКРЕПЛЯЕТСЯ ПРЕСТИЖ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

– Особого внимания достойны изменения в законодательстве об образовании, направленные на защиту учителей от всех форм физического и психического насилия и оскорбления личности, – акцентировала внимание О. А. Троицкая. – Теперь педагогические работники смогут на законодательном уровне защищаться от дерзких нападок обучающихся и даже привлекать их к ответственности. До этого такое право было только у учеников. Кроме того, уже определены юридические границы действий по осуществлению тайной видео- и аудиозаписи учителя учениками. Саму запись делать можно, но с ограничениями. Важно, каким образом затем эта запись будет использована!

Безусловно, важны и принятые меры материальной поддержки педагогов. С 1 марта 2024 года на федеральном уровне увеличены с 5 до 10 тысяч рублей выплаты классным руководителям. На региональном уровне к ним добавлены ещё 3 тысячи рублей.Начиная с 1 сентября 2024 года, установлена ежемесячная федеральная выплата советникам директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в размере 5 тысяч рублей.В регионе также утверждены единовременные выплаты педагогическим работникам к новому учебному году в размере 10 тысяч рублей.

Существуют денежные поощрения педагогам-наставникам победителей и призёров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, перечневых мероприятий Минпросвещения России, льготная ипотека для молодых педагогов, предоставление льгот по оплате коммунальных платежей педагогам сельской местности и посёлков.

На районном уровне также учреждены меры поддержки. Второй год производятся единовременные выплаты педагогам, подготовивших победителей и призёров областного этапа ВсОШ, а также педагогам победителям и призёрам регионального и федерального этапов конкурса «Педагог года»; учреждён почетный знак «Орден доброго сердца» с денежной выплатой.

Все перечисленные меры направлены на повышение эффективности труда педагогов, на создание условий для их профессионального развития, в том числе через участие в конкурсах профессионального мастерства. Ключевой из них «Педагог года».

В прошедшем году в районном конкурсе «Педагог года» приняли участие 12 педагогов района, в областном этапе – 3. Победителем областного этапа конкурса в номинации «педагог-психолог» стала педагог Шилыковской школы Вера Владимировна Гущина. В настоящий момент она активно готовится к участию во всероссийском конкурсе.

По итогам конкурса для педагогов «Лучшая методическая разработка урока с использованием оборудования ЦО «Точка Роста» победителем стала учитель Лежневской школы № 11Надежда Витальевна Плеханова.

Призерами регионального этапа Всероссийского профессионального конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы» стали педагогНовогоркинской школы Любовь Александровна Краснова и педагог, директор Шилыковской школы Юлия Владимировна Гусакова.

Традиционно наши педагоги принимают участие во Всероссийском форуме классных руководителей. В 2023-2024 учебном году два педагога Шилыковской школыВ. В. Гущина и Д. В. Юдин прошли конкурсный отбор и приняли активное участие в мероприятиях форума в Москве. Также они были соорганизаторами областного форума, который прошёл в апреле 2024 года.

В целом 27% педагогов принимают участие в конкурсах профессионального мастерства.

Эффективным механизмом к профессиональному развитию является обмен опытом через семинарские мероприятия и форумы. В прошлом учебном году активно эту форму работы использовали дошкольные учреждения.

ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ НУЖНО ВЫЯВЛЯТЬ И ПОДДЕРЖИВАТЬ

По-прежнему ключевым параметром качества системы школьного образования остаются результаты, которые показывают ребята в рамках государственной итоговой аттестации.

Всего в 2024 году Единый государственный экзамен сдавали 48 обучающихся общеобразовательных школ, среди них 9 выпускников получили свыше 80 баллов. И если в прошлом году высокие баллы были только по русскому языку и истории, то в этом году – это русский язык, математика, биология, химия, география. Самый лучший результат у выпускницы Лежневской школы №11 по химии – 95 баллов.

Аттестаты особого образца и медали «За особые успехи в учении» I и II степени получили 12 выпускников из трех школ района – Лежневских школ № 10 и № 11 и Новогоркинской школы (4 человека –золотая медаль, 8 человек – серебряная).

Государственную итоговую аттестация по окончании 9 класса сдавал 161 учащийся. По результатам основного периода 15 человек не преодолели минимальный порог по предметам. Успешно сдать все экзамены в основные сроки удалось только учащимся Чернцкой школы.

Три выпускника набрали максимально возможные баллы: два выпускника Лежневской школы № 10по русскому языку и информатике и выпускница Лежневской школы № 11 по географии.

Аттестаты особого образца получили 14 человек из 4 школ района: Лежневских школ № 11 и 10, Новогоркинской и Кукаринской школ.

Вопрос повышения качества образования в целом очень пересекается с развитием муниципальной системы выявления и развития детской одарённости, причём во всех направлениях: в интеллектуальном, в творческом, в спортивном, в лидерском.

Интеллектуально одарённые дети традиционно выявляются в олимпиадных мероприятиях. Поэтому так важно сохранять высокий охват школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников. В прошлом учебном году этот охват составил 71% учащихся, что на 3,3% больше предыдущего периода. В муниципальном этапе ВсОШ приняли участие 427 человек (на 44 человека больше прошлого года). По итогам олимпиад определились 47 победителей и 40 призеров.

В региональном этапе приняли участие 25 человек из четырёх школ района – Лежневских школ №10 и №11, Новогоркинской и Шилыковской школ. Участники завоевали одну победу и восемь призовых мест.

По итогам школьного, муниципального и регионального этапов олимпиады Лежневский район вновь занял 1 место среди 27 муниципальных районов Ивановской области.

Активная работа по выявлению, поддержке и развитию талантов детей и молодёжи проведена и в творческом направлении.

В 2023-2024 учебном году в образовательных организациях Лежневскогорайона работало 36 объединений художественной направленности: 24 – на базе   Лежневского ЦВР и 12 – на базе школ. В течение года учащиеся Лежневского района участвовали в мероприятиях творческой направленности муниципального, регионального и федерального уровней. В общей сложности в таких мероприятиях приняли участие 435 детей.

Продолжаются мероприятия по тестированию детей в рамках комплекса«Готов к труду и обороне». По итогам 2023 года в Лежневском районе было присвоеновсего 252 знака ГТО: 61 золотой, 95 серебряных и 96 бронзовых знаков.

В спортивных соревнованиях районного уровня приняли участие 1180 школьников в возрастеот 6 до 17 лет, что на 272 участника больше, чем в прошлом учебном году.

СЕМЬЕВЕДЕНИЕ, ТРУД И ЗАЩИТА РОДИНЫ

Президентом нашей страны определены национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года, основной из которых для образования является реализация потенциала каждого человека и развитие его талантов. К 2030 году необходимо создать условия для формирования гармонично развитой, патриотичной и социально ответственной личности на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей.

Не менее чем у 75% молодых людей должна быть сформирована активная гражданская позиция. Задача – вовлечь их в проекты и программы, направленные на профессиональное, личностное развитие и патриотическое воспитание. Необходимо продолжить работу с подрастающим поколением в части увеличения доли молодых людей, вовлеченных в добровольческую и общественную деятельность

Сегодня сформирована чёткая структура образовательных программ: что изучать в каждом классе и по каждому предмету с учётом национальных интересов страны.

Введены единые государственные учебники по истории для 10-11 классов. Разработаны единые федеральные общеобразовательные программы по всем учебным предметам, а также федеральные образовательные программы дошкольного образования.

Разработаны единые модели профориентации. В том числе еженедельные профориентационные занятия «Россия – мои горизонты» для учащихся, начиная с 6 класса. Продолжится и проект «Билет в будущее».

Выработаны единые подходы к воспитанию. Среди них уже зарекомендовавшие себя процедура поднятия флага в начале учебной недели и «Разговоры о важном» на самые актуальные темы. С нового учебного года в рамках этих занятий для учащихся старших классов вводится новое тематическое направление «Семьеведение».

Сегодня на государственном уровне видят важность трудового воспитания. С 1 сентября 2023 года исключён запрет на привлечение обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, без их согласия и согласия родителей (законных представителей). Новый закон установил обязанность учеников принимать участие в общественно полезном труде. Этоподдержание чистоты в классе; участие в оформлении класса или школьного актового зала к мероприятиям, например, украсить кабинет к праздникам; высадка цветов и деревьев на пришкольной территории (учеников могут привлечь к украшению пришкольной территории к 1-му сентября или последнему звонку);уборка пришкольной территории;помощь в библиотеке.

С 1 сентября 2024 года изменено наименование учебного предмета «технология» на «труд». При этом законодатель рассматривает труд как трудовую деятельность, дающую возможность обучающимся не только проявить себя, сделать что-то своими руками, но и познакомиться с миром профессий. Перед педагогическим сообществом поставлена задача по усилению предметно-практической деятельности обучающихся.

Также с 1 сентября 2024 во всех школах страны вводится новый предмет «Основы безопасности и защиты Родины» (ОБЗР), который пришёл на смену привычному учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). Законодатель обращает внимание на возможности нового предмета при решении задач подготовки ребят к военной службе, гражданской обороне и формирования ответственного отношения к защите Родины.

Особое внимание Оксана Анатольевна обратила на такую приоритетную тему, как безопасная информационная среда:

– На сегодняшний день недопустима реализация неапробированных цифровых разработок. В наших образовательных организациях могут использоваться только государственные информационные системы с проверенным содержанием. С этой целью запущена Федеральная государственная информационная система «Моя школа» (ФГИС «Моя школа») и совмещенная с ней региональная система «Цифровая образовательная платформа».

Внимание руководителей всех образовательных организаций было обращено на необходимость уже с 1 сентября текущего года обеспечить 100% переход всех участников образовательного процесса на информационные ресурсы ФГИС «Моя школа» и платформу «Сферум», перевод чатов классных руководителей на отечественные мессенджеры, в том числе VK-мессенджер.

– Коллеги, перед нами стоят амбициозные задачи, реализация которых требует от каждого из нас каждодневной и систематической работы, – подытожила Оксана Анатольевна. – Уверена, что педагогическое сообщество района готово к новым вызовам и делом доказало способность решать самые сложные и комплексные задачи. От лица Лежневского районного отдела образования благодарю всех работников системы образования района за плодотворную и эффективную работу.

Подготовила Н. ФЛЯУМ

На снимке: начальник Лежневского отдела образования О. А. Троицкая.