ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЕЛОДИЯ ЮЛИИ СЕРГЕЕВНЫ

Оказывается, существует такое сочетание учительских профессий, как у Юлии Сергеевны Самариной. Она педагог-психолог и учитель музыки в школе № 10 посёлка Лежнево.

И только кажется, что эти разные специальности педагогической деятельности противоположны. Напротив, они очень даже дополняют друг друга. Правда ведь: и музыка, и умение сопереживать, поставить себя на место другого человека, что у психологов называется модным словом «эмпатия», – поднимают к высокому, нравственному состоянию.

Юлии Сергеевне в школе обе ипостаси подходят: и по характеру, и по опыту, и по квалификации. К тому же все знают: современные учителя очень много работают. Такова жизнь. Такова эта энергетически затратная профессия.

А вообще все работы обязательно воплощаются личностью. Мне кажется сомнительным высказывание: хороший человек – это не профессия.Больше чем профессия! Потому, что плохой человек самой блестящей квалификации своё дело никогда не доносит до блага людей, так как работает для себя любимого.Хороший человек обязательно станет хорошим профессионалом.

С детства мечтала об учительстве

Юлия Сергеевна из тех учителей, которые пришли в школу по мечте и никогда об этом не пожалели.

Она родилась в городе Юже. Забыть этот «город лесов и болот», конечно, не может. Город детства. Из окна её дома видно, как лучи солнца обрисовывают контуры верхушек огромных сосен. Недавно ехали с мужем, вдруг звучит песня на стихи Рождественского «Город детства»: «Сосны до неба, до солнца дома…» И она расплакалась, попали слова и музыка в сердце, вспомнилось.

А в сущности профессией она обязана бабушке, папиной маме. Это она невольно (и вольно!) взрастила у внучки мечту о педагогике. «Или школа, или детсад», – решила Юля уже лет в пять. Бабушка работала медсестрой как раз в детском садике, часто брала с собой внучку. Во время проверок санитарного состояния помещений Юле нравилось быть строгой, как бабушка, проводить пальчиком по поверхностям на предмет наличия пыли.

А вообще она ощущала себя с детьми маленьким «руководителем», «звёздочкой», умела уже тогда всех «построить» на какое-нибудь дело. Характер громкий, бойкий, никогда не заискивает и не подчиняется. И излишней застенчивости в ней нет, вот такая: с открытой душой, всегда зовёт гостей, угощает всех-всех. И коммуникабельности ей не занимать, с детства может заговорить с любым ребёнком и взрослым человеком.

И так же впрямую говорит правду. Не промолчит!

Конечно, это бабушка повлияла. Пример детства формирует личность… Бабушкино поколение выросло в коллективизме, честности, правде.

А ещё большую роль сыграли… танцы и музыка. С первого класса до окончания школы девочка танцевала в ансамбле «Сударушка». И петь она всегда очень любила. Есть слух, голос. Эх, если бы её в детстве ещё и в музыкальную школу записали…

Только вперёд

Всё строилось по мечте. Сначала Кинешемское педучилище. Не решилась сразу в вуз, зато получила опыт. Конечно, устроилась в детский садик, на работу мечты. От помощника воспитателя – до воспитателя. И чтобы у неё не получилось? Не тот характер!

Поступила в шуйский вуз, получила специальность по детской педагогике. По окончании института ей повезло, в те трудные годы нелегко было с работой. Она пришла в школу в родной Юже, директор предложил ей временно поработать психологом за коллегу в декретном отпуске.

Юлия Сергеевна смело решается на новое дело. В общем, сразу начала работать и учиться, параллельно получила специальность педагога-психолога. Ей было очень интересно! Как научить ребят доброте, чтобы не было конфликтов в классе, воспитать стрессоустойчивость, помочь им увидеть своё профессиональное будущее… Ей помогали понять детей тесты на агрессивность, тревожность, взаимоотношения в классе, а также личный опыт.

Но потом реалии тех испытательных лет бросили её в другие профессии и организации. Выхода тогда другого не было. Не поверите: она освоила бухгалтерскую программу 1С, работу оператора, администратора, логиста, трудилась на молокозаводе, в московском филиале предприятия производства волокна – всё в копилку опыта для овладения наукой «психология».

Но она упорно шла к мечте – в школу.

Счастье есть!

В Иванове она встретила любимого человека. И именно музыка послала Юлии знак. Накануне встречи с Романом ей приснился удивительный сон. Яркий, красочный, как в сказке. А во сне постоянно звучала песня «Маленький принц». Назавтра она поняла, что сон в руку – встретила настоящего принца. На всю жизнь. Его зовут Роман, парень из Лежнева. Скромный человек, но надёжный, уверенный, спокойный, с чувством юмора. Закончил химико-технологический университет, сейчас работает экспертом-криминалистом в УМВД России по Ивановской области.

Через полгода они поженились.

Так Юлия Сергеевна обрела вторую родину, Лежнево.

Здесь у Самариных родились Артём и Ксюша. Здесь она воплотила свою мечту о школе. Её стаж психолога – семь лет, педагогический стаж – более десяти лет, в школе № 10 работает 6 лет. И вот окончательно пришла в учительство, снова через труд воспитателя в лежневском детском садике.

И это всё – о ней

У мамы, которая преподает в школе музыку, и сын, и дочь занимаются вокалом. Ну, конечно, она вовремя заметила, что дети наделены слухом.

Артёму 13 лет, говорит, что он внешне очень похож на неё, а по характеру, пожалуй, излишне скромный. Он шесть лет занимается музыкой в школе искусств, играет на синтезаторе. Когда его принимали, застеснялся исполнить что-нибудь по просьбе педагогов. Спела мама! Сына взяли. А он получил гран-при на международном конкурсе исполнителей, в прошлом году пел в хоре «Согласие» Евгения Боброва на конкурсе талантливых ребят нашей области. Мама очень благодарна преподавателю С. А.Красиковой за Артёма.

Девятилетняя дочка Ксюша с четырёх лет танцует в заслуженном коллективе народного танца «Родник», поёт в «Мистэрии» и рисует в школе искусств. Характер Ксении похож на мамин, активный, деятельный. А внешность – в папу.

До всех их школ из дома семье нужно добираться целый час. Но это не считается трудом – всё ж любимое…

Мама тоже поёт. На профсоюзном учительском конкурсе душевно исполнила любимую песню: «Выйду ночью в поле с конём»…

У них дружная семья. Есть традиция – по возможности, летом на машине – к морю. И конечно, с песней.

Учитель и психолог

Юлия Сергеевна – классный руководитель в 9 «Б». Пять лет назад она взяла этот непростой класс. И вот в этом году выпускает его.

Подружились. Я увидела этих шумных смешливых ребят. Они высаживали своё «классное» дерево на территории за храмом. Много смеха, шума, они отвлекались, но учителя помогали – и вот груша посажена. По ходу понимаю: Юлия Сергеевна для них свой человек.

Она рассказывает, что родителям на своих учеников никогда не жаловалась. Сама завоёвывала сердца. Она же психолог. И каждый ученик в школе знает, что зачастую её работа как педагога-психолога идёт в перемену, в рекреациях и коридоре. Ведь как психолог сразу видит, если с учеником что-то не так. Её задача – помочь.

На другой день после нашей встречи я увидела на улице учениц, которые бережно несли красивый букет необычных сухоцветов к Дню учителя. «Юлии Сергеевне?» – «Конечно».

Мальчишки в школе, увидев рядом со своей классной мамой корреспондента, захотели сказать хорошие слова о ней. Им запомнились совместные походы на природу, поездки в театры.

Однажды Юлия Сергеевна узнала, что у мужа на работе проводятся экскурсии, на которых показывают работу их службы, рассказывают об оружии полицейского, чемоданчике криминалиста, борьбе с фальшивомонетчиками. Юлия Сергеевна попросила провести экскурсию и для её ребят.

– Роман потом устало стирал пот со лба,– смеётся Юлия Сергеевна. – Понял на практике, что такое работа учителя и воспитателя – жены.

Кабинет для психолога и логопеда

Социальный педагог и логопед Светлана Вячеславовна Частухина и педагог-психолог Юлия Сергеевна Самарина работают в одном кабинете. Конечно, иногда требуется доверительная атмосфера для работы с учеником. Педагоги признаются, что сумели организовать каждый своё дело, но в паре с коллегой.

Мне удалось незаметно устроиться в уголке и понаблюдать индивидуальное занятие психолога с ребёнком, имеющим ограниченные возможности. После прохождения областной психолого-медицинской комиссии с такими ребятишками школьного возраста занимаются специалисты по особым коррекционно-развивающим программам.

В начале недели, как правило, у детей занятия посложнее – математика, чтение, а к концу недели – рисование, музыка. Юлия Сергеевна и паренёк вместе поют песню про осень, подпевая мультяшным героям ролика с экрана компьютера. Потом он рисует (занимаются лепкой и другим видом творчества), а Юлия Сергеевна занимается со вторым учеником. Когда рисунок готов, Светлана Вячеславовна проводит с «художником» логопедическое занятие. А потом Юлия Сергеевна задает ему самые простые вопросы по изображению, цвету предметов.

Таких детей, которым необходимы занятия по индивидуальным программам, в школу приходят человек десять.

Занятия с психологом нравятся школьникам. Выявить тех, кому требуется особая помощь, первоначально помогают всевозможные тесты. Юлия Сергеевна использует их огромное число, а также программы для обработки. К тому же, когда педагоги знают почти каждого ребёнка в школе, где учатся около 650 учеников, это даёт хороший результат. У детского психолога трудная и нескончаемая работа.

Музыка их связала

Свой предмет «музыка» несколько лет назад передала коллегам Екатерина Николаевна Курицына. У Светланы Вячеславовны – классы постарше, у Юлии Сергеевны – остальные. Юлия Сергеевна прошла обучение по новой для себя специальности, она обладатель диплома преподавателя музыки в образовательной организации.

– Пение раскрывает душу человека, – говорит Юлия Сергеевна. – Учитель должен сделать так, чтобы развить в ученике таланты, пробудить вдохновение.

Юлия Сергеевна проводит занятия с использованием фонограмм, видеоуроков, караоке – в классах есть возможность на экране компьютера воспроизвести.

Работает наш учитель музыки, конечно же, по учебным программам. Домашние задания в тетради по теории, практические совместные выступления в школьных мероприятиях, посещение мюзиклов в театре. А главное, поют ребята с удовольствием. Ребята, которые занимаются пением в студиях и кружках, как правило, скромные, не солируют в хоре, но зачастую выступают за честь школы. И это прекрасный пример музыкальности.

А фонд произведений для исполнения у Юлии Сергеевны большой, тысячи песен. Ребята любят энергичную «Надежду» Александры Пахмутовой, сложную вещь группы «Ария» «Беспечный ангел»…

Юлия Сергеевна знает: неталантливых детей нет, а чтобы раскрыть талант, педагог просто должен поставить ученику увлекательную задачу.

И она увлекает ребят музыкой. Психолог с музыкальной душой.

Успехов Вам, Юлия Сергеевна!

И. МИРНАЯ

На снимке: семья Самариных.