СПАСИБО ЗА ПОЭЗИЮ УРОКОВ

Пока есть такой язык, как русский, поэзия неизбежна.

Иосиф Бродский

Начать рассказ об этой удивительной учительнице мне захотелось…с одного необычного слова. Хотя оно иностранное, но имеет непосредственную связь с уроками русского языка. А наша героиня – филолог, профессионал, прививающий любовь к русскому языку и родной литературе.

Мне посчастливилось прочитать методические разработки Маргариты Александровны Гаврилюк. Одна из них о том, как на уроке по русскому языку, объясняя тему «Имена собственные и нарицательные», она использовала понятие «синквейн». Представьте себе, его знает каждый ученик Маргариты Александровны!

Интересно, что многие мои знакомые филологи смогли вспомнить только японское слово «хоку», выражающее похожее понятие. Если совсем просто, синквейн – стихотворная краткая форма без рифмы. Она появилась в начале 20 века под влиянием японской поэзии. С помощью синквейна можно прекрасно развить образную речь учащегося, а он сможет кратко выразить суть прочитанного произведения.

Как строится синквейн?

Первая строка – предмет в виде одного существительного или местоимения, вторая – два прилагательных или причастия, третья – три глагола или деепричастия. Четвертая – фраза из 4-5 слов, выражающая личное отношение автора. Пятая – одно слово, означающее суть предмета и мнение автора.

Вот какой синквейн, посвящённый Маргарите Александровне, получился у меня после того, как о ней мне рассказали её ученики и коллеги:

«Учитель.

Одарённый, строгий.

Возвышает, прививает, любит.

Неустанно разумное, доброе, вечное сеет.

Личность».

Не знаю, какую оценку поставила бы мне за это Маргарита Александровна. Боюсь, ей бы не понравилось. Ведь её воспитанники сказали: очень строгий учитель, а уж «пятёрки» ставит крайне редко…

КОРОТКО О СУДЬБЕ

Маленькая ивановская девочка очень любила с подружкой играть в школу, делала маленькие тетрадки, проверяла, ставила оценки. И стала учителем. Подруга играла роль врача –и вот всю жизнь работает медсестрой.

Дети советской эпохи умели мечтать. Хотели быть космонавтами, военными, врачами, учителями. Верили, что должны стать полезными стране. Заглянем в день нынешний.Учитель Маргарита Александровна переживает, что её ученики стали рациональными, хотят быть богатыми блогерами, думают, увы, не о призвании, о зарплате. И она упорно объясняет им: чтобы достичь цели, нужно получить знания.

В школе она проявляла интерес к гуманитарным наукам, много читала. И что интересно, любила…геометрию, химию. Может, эти предметы и научили  пространственному представлению, уважению к точности и формуле, правилам. Наверное, эти точные знания она перенесла в учительскую практику своего предмета?

В семье учителей не было. И вот появилась первая учительница, да такая талантливая…

Закончила ИвГУ, первый учительский опыт получила в школе № 24 города Иванова. Выпустила первых учеников. Полюбила школу, свою профессию. А потом её мужа направили на работу начальником ГАИ в Лежневский район. Семья получила квартиру в Лежневе. И, конечно, Маргарита Александровна стала учительствовать.

Росла дочка Светлана, пришло и её время выбирать профессию. Тоже блестяще окончила ИвГУ. Но она историк. Так бывает, пройти дорогой родителей не всем дано. И правильно, у каждого человека свой путь. Этому и учит Маргарита Александровна – искать  собственный путь, работать.

А время обычно учителя меряют педагогическим стажем. У Маргариты Александровны он составляет 42 года. И 38 лет из них – в Кукаринской основной общеобразовательной школе.

Счастье женское, личное – обожаемые внучка и внучок.Счастье учителя – в любимой на всю жизнь, увлекательной работе. А строгость и дисциплина на уроке, по мнению учителя, – это просто необходимый для работы и творчества школьников порядок.

ЛЮБИМОЕ

Конечно, Маргарита Александровна очень любит русскую литературу. Школьная программа для учителя – это обязательно творческое отношение к Пушкину, Лермонтову, Фету, Маяковскому…Как же тут без любви, которую непременно надо передать детям.

Она непрестанно ищет современные пути к ребячьим сердцам,очень много вместе читают, разучивают классику,ездят в театры и участвуют в фестивалях и конкурсах. Юные чтецы Маргариты Александровны удивляют членов жюри конкурса «Живая классика». Любую возможность участвовать в творческих ежегодных бесплатных международных дистанционных конкурсах-фестивалях «Симфония творчества»  и «Арт-магия» Маргарита Александровна не упускает. И её ученики побеждают, на региональном этапе обязательно.

Любимое. Большой поэт с родной ивановской земли Михаил Дудин.Его стихи читали её ученики на конкурсе чтецов, прекрасно выступили.

А «для себя» учитель-филолог читает поэзию Иосифа Бродского. Тонкое, сложное, точное слово… Её любимый писатель – Фёдор Достоевский.  Литература, которая требует сложной душевной работы. Жаль, что Достоевский по программе у старшеклассников.

–У Достоевского нельзя прочитать главу и забыть, – говорит Маргарита Александровна. – Достоевского нужно читать медленно, потому что ничего лишнего в его прозе нет.

Бывшая ученица Маргариты Александровны, выпускница Кукаринской школы 2006 года Алена Шибаева (сегодня она Пушкина, заметим, и фамилия символическая) рассказывает, что роман «Преступление и наказание» она прочитала по рекомендации любимой учительницы, посмотрела фильм. И была потрясена. Маргарита Александровна помогла ей понять внутреннюю логику поступков персонажей, понять место великого произведения в литературе. Вот что такое слово учителя.

Директор школы Ольга Алексеевна Астраханцева рассказала, что Маргарита Александровна очень любит театр. Эта любовь передалась многим её ученикам, потому что это не абстрактное понятие для учителя, а действие, совместное творчество, выходы классом на спектакли.

Я спросила Маргариту Александровну, как научить детей уважению к родному русскому языку, ведь он такой многотрудный, допускающий вариантность. Что делать: «зубрить» правила или просто рекомендовать детям больше читать и писать? Она ответила:

– Если бы знать один единственный правильный ответ на этот вопрос… Думаю, что и то, и другое для каждого ученика индивидуальное.

НЕУТОМИМОСТЬ

Ольга Алексеевна Астраханцева, директор школы, рассказывала о коллеге с  большим искренним уважением. Кстати, на этом замечательном чувстве к ученикам и сотрудникам в маленькой уютной школе в Кукарине всё и держится.

– Маргарита Александровна – абсолютно преданный школе человек, – говорит Ольга Алексеевна. –Творческий педагог, профессиональный, честный, требовательный, с великолепными организаторскими способностями. Ведь больше 20 лет она была завучем, по учебной и воспитательной работе.

Маргариту Алексеевну Гаврилюк в педагогическом сообществе знают и уважают. У неё высшая квалификационная категория, множество наград от районного и областных уровней до грамоты министерства образования и благодарственных писем.

Учителям области известны её тематические мастер-классы. Очень заинтересовало коллег выступление Маргариты Александровны на семинаре для директоров школ об опыте работы по изучению русского языка детьми-мигрантами. Маргарите Александровне есть чем поделиться по теме «Ивановский край в многонациональной России», ведь в Кукаринской школе учатся цыгане, дети из Армении, Украины, Узбекистана, Дагестана.

Личный опыт учителя русского языка по этой теме – это множество методик, приёмов для улучшения артикуляции, развития умения ребят из семей мигрантов пользоваться различными словарями, проигрывание ситуаций, инсценировка и многое другое. Самое главное – на уроках Маргариты Александровны очень интересно.

М. А. Гаврилюк – новатор в использовании облачных технологий на уроках русского языка. Тем более интересен этот опыт с точки зрения преподавателя-гуманитария. А ей очень интересен интернет как помощник.

Неутомимость? Конечно…

ИЗ ЭССЕ УЧИТЕЛЯ

Девиз Маргариты Александровны: «Учить и учиться».

– Главное – нужно обязательно принять во всём живое участие, не наблюдать со стороны, скептически на всё «посматривая», а именно включиться в каждый этап, «прожить» вместе с детьми, проверить вместе с коллегами.

И вот, пожалуй, самые главные слова о ней самой, учителе с большой буквы:

– Моё призвание – учитель. Для меня учитель не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа. Это смысл моей жизни, я не работаю учителем, я живу учителем.

СПАСИБО

Благодарность к учителю – это чувство, которое есть в каждом из нас. И у каждого свой главный наставник в жизни. Оказалось, что Маргариту Александровну Гаврилюк своим главным учителем в жизни называют очень многие.

Бывшая ученица Алёна Шибаева (Пушкина), уже давно живёт в Лежневе. Она ведущий специалист отдела координации социальной сферы администрации Лежневского района по молодёжной политике. С ней работает другая ученица Маргариты Алексеевны Людмила Трухина (сегодня Борцова). И они произносят самые замечательные слова для своего педагога, вспоминают её с огромной благодарностью.

Вот, как удивительно устроена жизнь: пути-дороги обязательно приведут человека к призванию, которое рассмотрел в нём учитель.

Алёна получила техническое образование, а сегодня её стезя – абсолютно та, на которую её поставила Маргарита Александровна. Ведь Алёна занимается культурой, спортом, волонтёрством.

– Я прекрасно помню правила русского языка, потому что у Маргариты Александровны была особая, замечательная методика преподавания, – улыбается А. Пушкина – Когда сегодня я учу со старшей дочкой уроки, могу легко объяснить ей, как правильно написать, причём, почти дословно словами моей учительницы.

Вспомнила Алёна, как требовательна была к ним Маргарита Александровна, как боялись её строгого взгляда, опасались огорчить. Но она была справедлива, потому никто не обижался, что «пять» у неё получить было очень трудно. А сколько они выучили за эти годы прекрасных стихов!

Алёне особенно помнится, как однажды она сама написала стихи. Маргарита Александровна поощрила и немного отредактировала их. И это получилось здорово, и на всю жизнь запомнилось.

Напоследок директор школы рассказала:

– В День учителя в этом году к Маргарите Александровне пришли её бывшие ученики, совсем взрослые, за 40, состоявшиеся люди. Они пришли в родную школу с цветами. А она помнит каждого. И была так счастлива.

– С днем рождения, дорогая Маргарита Александровна! – поздравляет Алёна Пушкина. И к ней присоединяют свои голоса все-все ученики, родители и коллеги. – Здоровья, радости, счастья! И много поэзии в жизни и на уроках!

Мы Вас любим!

И. МИРНАЯ

На снимке: Маргарита Александровна Гаврилюк с учениками