КАЖДЫЙ ГОД 31 ДЕКАБРЯ… Новогодние радости необыкновенной женщины

Узнав, что у человека день рождения 31 декабря, все шутят. Только одни считают, что имениннику повезло: стол один раз за два праздника накрывать. А другие горюют: подарков меньше, ведь коллеги с работы в Новый год дома.

Героиня нашего очерка удивительная, необъяснимая оптимистка, она с улыбкой рассказывает, что две её сестры в детстве, наоборот, всегда ей завидовали. В те трудные военные времена дни рождений в семье не отмечали, но Новый год всегда был праздником. И сёстры ворчали: тебе-то везёт.

Зинаида Александровна Соколова родилась в восемь часов вечера 31 декабря 1934 года. Она известна в Лежневе всем, потому что единственная в посёлке блокадница. Судьба у неё героическая. Но перед праздником мы решили спросить о другой стороне жизни этой изящной неунывающей женщины. О новогодней. Тем более, в этот Новый год у неё красивый юбилей.

1935

Она появилась на свет в морской крепости Кронштадте, уникальном городе, который считался районом Ленинграда. Родители, выходцы из архангельской стороны, назвали её редким, но тогда популярным именем. С греческого языка оно означало «божественная дочь». И ведь как угадали!

Интересно, что с 1929 по 1935 год Новый год и Рождество после НЭПа в СССР сочли буржуазными праздниками и запретили. А с 1935 года по инициативе Павла Постышева Новый год «реабилитировали».Как раз к рождению Зины!

Зиночку из роддома папа принёс в их коммунальную квартиру как новогодний подарок себе. Зинаида Александровна почти уверена, что отец должен был поставить ёлочку для любимой жены.

В Кронштадте коммуналки были в 30-е годы обычным жильём советских семей. Хотя папа Зины занимал руководящую должность в сфере снабжения (поэтому в войну его оставили работать, по брони), но только после рождения ещё двух дочек, Нины и Люси, семье дали две комнаты. Остальные три семьи имели по одной.

1939 — 1941

Жили дружно. Мама и соседка тётя Маруся по субботам брали Зину и Нину в общественную баню. Девчонки очень любили эти походы – праздник! А потом по-соседски собирались, особенно помнятся новогодние праздники: накрывали стол вскладчину, хоть и небогато, пекли пироги. Пели песни.

Мама занималась детьми дома, была рукодельницей. Сама шила девчонкам одежду. Зинаида Александровна вспоминает: воскресным днём 22 июня 1941 года они пошли всей семьёй гулять в парк. На папе была белая рубашка с расшитым воротником. И они с Ниной вприпрыжку шли такие счастливые, мама сшила им белые платьица. А Люсю на руках нёс папа – ей всего 15 дней, родилась 7 июня 1941 года…Когда пришли домой, узнали о войне…

1942

Его не отмечали…

Зинаида Александровна пережила страшный первый год блокады, бомбёжки, голод.В апреле 1942 года их с мамой эвакуировали.Эту переправу по малой «Дороге жизни»они помнят в деталях… Наконец измученные прибыли на родину родителей.

Но оптимизма не теряли, верили в победу.

1943 — 1945

Свой класс в архангельской деревне Зинаида Александровна вспоминает с улыбкой: в маленькой комнатке за партами сидели сразу четыре начальных класса – детей было мало. Они, как все обычные дети, дружили и лупили друг друга книжками по голове. Писали мечтательные сочинения на полях старых книг и газет: вот кончится война, будет много конфет, халвы, и в Новый год мама подарит куклу с закрывающимися глазками… А им приходилось с корзинкой ходить по домам, просить поесть. И наряду со взрослыми работать в колхозе… А ещё собирали в лесу травы, ягоды для фронта…

1946 — 1949

Новый 1946 год встречали весело – семь месяцев после Победы все оставшиеся в живых загадывали счастье с особой страстью!

В 1946-м году вернулись в родной Кронштадт.

Соседка тетя Маруся была портнихой, она шила солдатам и морякам обмундирование. Списанную как брак шинель она отдала маме, а она сшила Зине красивое пальто, а девчонкам…тапки, вроде плотных туфель – единственная обувь на любой сезон и погоду (в дождь сверху галоши). Вот это радость была на Новый год. Да, да, и по снегу в них ходили, вернее, бегали…

Девчонки тех лет мечтали о красивых платьях. У Зины было всего два сатиновых «с огурцами» – синее и красное, маминого шитья. И только когда Зина уже стала работать, взяв полторы ставки, мама сшила ей крепдешиновое. Но это уже случилось в 50-е…

1950

После школы толковая Зинаида поступила в Ленинградский энергетический техникум. Но мама вдруг воспротивилась, не отпустила от себя. И вот на её радость в Кронштадт по линии Красного Креста приехали из Ленинграда преподаватели – открылись ускоренные (два с половиной года) курсы медицинских сестёр. Зина поступила на них.

Это было весьма квалифицированное обучение, причём по всем медицинским профилям, от терапии и хирургии до инфекционных заболеваний и фармации. Занятия шли целый день, с пяти утра до позднего вечера. В дипломе у них значится: «высшее сестринское образование». Получившие его могли заниматься даже наукой и преподаванием.

Изучали французский. Поскольку Зина его хорошо знала со школы, то выручала девчонок, за многих ходила сдавать – педагоги, люди в возрасте, не замечали подмены.

1955

Его звали Кронид. Интересное созвучие: Кронид в Кронштадте – парень из Лежнева оказался на крейсере «Макаров» старшиной 1-й статьи. Тогда на флоте служили 5 лет. К окончанию его срока службу сократили до 4,5 лет. Незадолго до демобилизации Кронид попал по здоровью в госпиталь, где работала Зина. Он попросил санитарку: «Познакомь меня вот с этой медсестричкой, фото которой на доске почёта».

Зине передали, она подошла к его койке: «Извините, у меня парень в море ушёл, но у меня есть подруга». Она познакомила их. И он стал приглашать обеих в кино. Но почему-то, сидя между девушками, тайком нажимал на ногу Зине. Прошло немного времени, и на майские праздники они случайно встретились.

Всё изменилось. Моряк давно перестал ей писать… А она поняла, что влюбилась в этого высокого красавца, которому она, симпатичная, изящная голубоглазая шатенка, была по плечо. По характеру подошли друг другу идеально: она – энергичная с лидерскими данными, общительная, он спокойный, мужественный, правда, немного ревнивый.

Но поцеловались они первый раз в день свадьбы, 25 июня 1955 года.

Мама сшила Зине на свадьбу белое платье с голубыми цветочками. И у них была вечеринка с друзьями, соседями! Хотя в те времена молодые зачастую просто регистрировали брак в ЗАГСе.

1956

Своё 22-летие Зинаида Соколова встречала уже на ивановской земле. В ноябре 1955 года Кронид демобилизовался, и они приехали жить на его родину. Приняли их в большущей семье свекрови в деревне Гулихе, потеснились. Зина ждала первенца. Воспитанная в коммунистическом духе, постеснялась сразу устроиться медсестрой на работу в лежневской больнице. Неудобно подводить начальство, ведь ей скоро в декрет, хотя потом главврач сказал ей, что имела право как жена военнослужащего…

Два сына Соколовых – лежневские парни, Виктор родился в 1956-м, Дима – в 1965-м. А средний Павел своим местом рождения отразил участие своих родителей в историческом процессе освоения целины. Родился он в Алма-Ате в 1959 году.

1957 — 1959

Соколовы в Казахстан уехали вместе с сестрой Кронида и её супругом. Муж Зинаиды Александровны оказался там очень нужным специалистом,водил грузовые поезда, его профессия–машинист.

Казахстан понравился бывшей блокадной девочке своим продуктовым благополучием. Зинаида Александровна вспоминает даже цены того времени, говорит, что мука там тогда стоила 27 копеек, дешевле на 4 копейки, чем в центре России…

В Казахстане её поразили белые саманные домики, которые строили из самодельных кирпичей: глину, солому месили – и в форму, потом на солнце…

Новый год в Казахстане Зинаиде Александровне чем-то особенным не запомнился. Всё, как обычно: встречались с друзьями, а потом спать пораньше – дети совсем маленькие, мужу нужно отдохнуть после тяжёлых рейсов.

Но свой домик семья не успела получить. Золовка с мужем вернулись в лежневские места. И Соколовы заскучали по родным краям…

С тех пор они никуда больше из Лежнева не уезжали.

1960 — 1994

Непрерывный стаж медицинской сестры З. А. Соколовой в Лежневской больнице – 34 года. Здесь она успешно применила свой талант и знания в медицине. До применения одноразовых шприцев тогда было ещё далеко. Те, что были, разбирали, промывали детали хлорамином, иголки кипятили. Руки жалеть не приходилось. На медсестрах было много работы, в том числе и кормление больных…

Зинаида Александровна с любовью вспоминает, как к ним приходили в гости любимые подруги и коллеги: врачи, фельдшеры, медсёстры Фаина Гамзина, Тамара Чернышова, Людмила Лаврентьева, Валентина Метлина и Мария Иванова.

Кронид Григорьевич обслуживал котельные, рано уезжал на работу. Трое сыновей росли под зорким приглядом мамы. Всё успевала!

Старший Виктор окончил энергетический техникум, средний Павел – в Кронштадте мореходку, а младший Дмитрий – энергетический институт. Зинаида Александровна надеялась, что хотя бы младший пойдёт в медицину. Они решали судьбу сами. Но таланты родителей унаследовали и даже доросли до больших руководителей.

Семья снимала квартиры 12 лет. И только в 1972 году получили свою в двухэтажном доме на улице 1-й Западной –предоставили её Зинаиде Александровне как уважаемому работнику больницы. Они с мужем отправили детей к бабушке, а сами «доводили ремонт до ума».

Новый год и день рождения Зинаиды Александровны в те годы довольно часто отмечали…в Кронштадте с многочисленными родными. Их стало так много. Интересно вышло: у родителей Зинаиды было три девочки, а у каждой из них родились одни мальчики, у сестёр по двое, у Зины – трое. Все мужчины в родне настоящие, мужественные.

А когда Новый год встречали в Лежневе, то гостеприимные Соколовы приглашали друзей к себе. Зинаида Александровна ведь заводная, артистичная, рассказывала анекдоты, как сама выразилась, «выступала». Пели за столом песни. Её любимая – «Белым снегом». Она ж девушка зимняя…

Зинаида Александровна вкусно готовит, гостям очень нравилась её домашняя колбаса и студень. Ёлка всегда была живая, из леса муж приносил. И игрушки, советские, яркие, забавные.

2005

В этот Новый год их дети и внуки задумали ярко отметить золотую свадьбу родителей. За это и поднимали бокалы с шампанским.

Придумали и провели всё шикарно. Мама была в фате. К дому за молодыми приехала машина и повезла в ресторан. И никому не было «горько»…

2009

Этот Новый год семья вместе не отмечала. Кронид Григорьевич умер 30 декабря в возрасте 77 лет. Восемь лет назад, когда он болел, жена спасла его, просто самоотверженно выходила как медик уколами, капельницами, лекарствами. А в 2008-м медицина оказалась бессильной. Долго потом Зинаиде Александровне не хотелось отмечать Новый год…

Планы на встречу 2025-го

Зинаида Александровна очень щедрый и приветливый человек. Любит она людей. Ни одного гостя не отпустит без чашки чая, угощения. Судьба её не баловала особым богатством в жизни, у неё богатство другое – любовь и родные: трое сыновей, шестеро внуков и уже девять правнуков. Самый младший родился 22 февраля, получается, как она, накануне праздника… Ко Дню защитника Отечества подарок папе…

Если спросить нашу героиню, как она живет, то наверняка ответит: хорошо. Такой человек. Все близкие по младшему сыну Дмитрию далековато отсюда. Но рядом, в Лежневе,семья старшего сына Виктора и его жены Надежды. Они очень заботливые.

Ей уже немного трудновато устроить для всех-всех родных Новый год со своим юбилеем. Надежда сказала: соберёмся у нас, я всё приготовлю.

Но я почти уверена, что Зинаида Александровна испечёт свои фирменные пироги.

От всей души поздравляем Зинаиду Александровну и с днем рождения, и с Новым годом! Здоровья, радости, мира! И спасибо Вам за всё!

РЕЦЕПТ ПИРОГОВ ОТ ЗИНАИДЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ

В 2 стаканах теплой воды развести 2 ст. ложки майонеза (или взять 2 стакана молока), добавить пакетик сухих дрожжей, 2 ст. ложки сахарного песка и 3 ст. ложки муки. Затворить опару и дать подойти 20 минут.

Затем в опару добавить 4 стакана просеянной муки, 1 чайную ложку соли, полстакана подсолнечного масла. Дать подойти тесту минут 10.

Начинку Зинаида Александровна делает несладкую. Капуста или зеленый лук с яйцом.

И. МИРНАЯ

На снимке: Зинаида Александровна любит вышивать.