ЗАЧЕМ РЕБЕНКУ РИСОВАТЬ?

Каждый родитель рано или поздно встаёт перед выбором, в какой кружок или секцию отдать своё чадо. Многие, не задумываясь, приводят детей в Лежневскую школу искусств: её популярность среди лежневцев с каждым годом только растёт.

Начало учебного года для ребенка и его родителей не только праздник, но и еще стресс. Нужно очень внимательно отнестись к здоровью ребенка, обязательно нужно поговорить с ним о его обязанностях. Уже с первого класса дети должны знать, что учеба это их обязанность и каждодневный труд. Если у ребенка хорошо спланирован день, то не будет эмоциональных стрессов. Родители должны подумать, какую нагрузку они должны дать своему ребенку, ведь каждый ребенок очень индивидуален. В каких секциях, кружках он будет заниматься, обязательно нужно знать интересы ребенка, его желания и силы.

Рисование — первая творческая деятельность, которой начинает заниматься человек. Обычные, ничего не значащие каракули, которыми еще не говорящий ребенок исписывает бумагу и стены, имеют огромное значение для развития человеческой личности.

Преподаватель детской школы искусств Наталья Алексеевна Козлова — человек, который знает о детском рисовании многое. Ее ученики занимают призовые места на различных конкурсах и выставках, поступают в ВУЗы, связывая свою жизнь с изобразительным искусством.

Мы встретились с ней накануне учебного года, чтобы поговорить о проблемах современного поколения, критериях отбора поступающих на художественное отделение в школу искусств, как проходит учебный процесс и насколько финансово затратно научиться рисовать.

— Наталья Алексеевна, для многих понятно, зачем отдавать детей в спорт: он учит ребёнка упорству и укрепляет организм. А для чего отдавать детей в школу искусств, что им дают занятия по изобразительному искусству?

— Вы правы, спорт укрепляет физическое здоровье ребёнка. А обучение живописи даёт ему здоровье моральное. Дети настолько глубоко погружаются в искусство, что начинают по-другому мыслить, у них полностью меняется мировоззрение. У наших учеников развито образное мышление, ведь на уроках приходится выполнять множество эскизов одного и того же сюжета, что тренирует умение видеть одну и ту же ситуацию под разным углом. Такой навык пригождается им и в обычной жизни, например, когда нужно решить проблему. И они с лёгкостью находят решение, да не одно, а сразу несколько.

— С какого возраста надо начинать учить ребенка рисовать и как лучше это делать? Может ли мама своими силами научить ребенка рисовать?

— Я даже думаю, что лучше всего начинать именно с мамой. С того возраста, с какого она почувствует интерес ребенка. Я знаю детей, которые в 1,5-2 года с удовольствием осознанно рисуют мелками и пальчиками с помощью краски. Вообще, маленькие дети открыты всему новому.

— На ваш профессиональный взгляд, как родителям распознать талант рисования у ребенка? Ведь многие детки рисуют, но далеко не все потом становятся художниками.

— По-разному. У одних детей способности и талант находятся на поверхности, а есть те, у которых они сидят где-то глубоко внутри. Мы помогаем раскрыться таким ребятам, помогаем поверить в себя. Я уверена, что главное — желание рисовать! Если ребенок даже в раннем возрасте может долго выводить линии или зигзаги ручкой на обоях, то тут уже надо задуматься. Есть дети, которые стремятся к любым материалам — краски, мелки, карандаши, фломастеры, мамина помада. И тут не столь важен результат, потому что будущий художник еще может не знать своей техники и своего любимого жанра, он только в поиске. Тогда родителям, конечно, стоит ему помочь, даже если они пока не видят в работах детей шедевры. А есть и другая ситуация — аккуратный ребенок, который запросто может срисовать любую картинку или придумать сам хорошую композицию, но он рисование считает скучным, тогда, без вдохновения и желания, стать художником сложно.

Поэтому я не устаю повторять, что все дети разные, и педагогу нужно увидеть в ребёнке то, о чём, возможно, даже не подозревают ни его родители, ни он сам.

И еще, есть потенциал или нет потенциала – все равно заниматься стоит, хотя бы потому, что мелкая моторика рук развивает мозг любого ребенка. Не все наши выпускники становятся признанными художниками, но та база, которую мы даем, помогает им реализоваться в других областях.

Наших детей видно на улице – у них другой взгляд на все: он более широкий, оригинальный, яркий. Между тем, я не хотела бы ситуацию так прямолинейно идеализировать. Обучение в школе искусств – это тяжелый труд, поэтому если нет минимальных способностей и твердого желания преуспеть в этом деле, ничего не получится.

У нас существует строгий отбор в школу, потому что ребенок будет находиться в течение пяти лет в особых условиях, он должен осилить предполагаемую нагрузку. В нашей школе каждый год серьезный конкурс.

В настоящее время наш педагогический коллектив работает над тем, чтобы ребенку в школе было комфортно, интересно и увлекательно. Мы не учим срисовывать с Интернета, а все делаем для того, чтобы ребенок сам смог реализовать себя в искусстве. Для нас очень важно как дети общаются между собой, так как занятия проходят в группах. Очень часто в своей работе мы используем такое направление, как коллективная работа, где каждый вносит свой вклад в общую работу. И все это дает неплохие результаты.

— Поделитесь успехами Ваших учеников.

-По итогам прошлого учебного года можно сказать, что наши с Натальей Николаевной Аверченко воспитанники в своем творчестве достигли хороших результатов. Ангелина Назарова стала лауреатом международного конкурса «Красота Божьего мира», Дарья Писарева победителем международного конкурса «Невская палитра».

Участники областного конкурса детского творчества «Рождественский подарок» Денис Цыкин и Алина Абрамова стали победителями в номинации «Художественное творчество». Полина Брусникова, Арина Кольчугина, Александра Цыкина получили гран-при областного конкурса «Волшебный мир театра». Света Малкина и Александра Цыкина являются победителями областного фестиваля «Светлый праздник», а Анастасия Сверчкова и Вика Опрячина лауреаты областного конкурса детского творчества «Радуга».

— Отчисление из школы – редкость или обычное явление?

Такое бывает, но редко. Большинство детей, которые к нам приходят, всё-таки заинтересованы в изучении изобразительного искусства. Но есть небольшой процент тех, кого приводят родители, не поинтересовавшись у ребёнка, хочет ли он этого. А когда занятия не в радость, то, само собой, успех равен нулю. Кто-то не выдерживает физически: учиться у нас, честно скажу, нелегко, а ведь никто и обычных уроков не отменял. Далеко не все могут выдержать такие нагрузки. Но, как показывает практика, тяжело первые год-два, а после дети настолько вливаются в учебный процесс, что уже не мыслят себя без «художки».

— Насколько финансово затратно обучение изобразительному искусству?

— Детское дополнительное образование как финансировалось государством раньше, так и продолжает финансироваться. Это особенность нашей страны, которую мы больше не встретим ни в Европе, ни в Америке. В этих странах, если родители хотят, чтобы их ребенок шел по творческой стезе, то они самостоятельно оплачивают индивидуальное обучение. Общеизвестно, что позволить себе это могут не многие. У нас обучение бесплатное, но для занятий необходимы хорошие, качественные расходные материалы, а они достаточно дорогие. Нельзя взять обычный альбом и краски: результат будет абсолютно не тот. Нужны дорогостоящие качественные кисти, акварель, преимущественно производства Санкт-Петербурга. Но родители должны понимать, что они вкладывают средства в развитие ребёнка. А разве есть более важные инвестиции в жизни?

— Много детей, окончив художественное отделение школы искусств, в дальнейшем идут по творческому пути? Следите за судьбой своих выпускников?

— Наши выпускники поступают в высшие и средние учебные заведения по профилю: на живописно-педагогические факультеты, театрально-декорационные, факультет дизайна архитектурной среды, графический дизайн и многое другое.

Насколько это возможно мы, конечно, следим за судьбой своих выпускников. Например, одна из наших талантливых звёздочек -Лида Дудочникова окончила на «отлично» художественное отделение нашей школы и теперь учится в Санкт-Петербурге в институте имени Герцена, в это учебное заведение поступить может далеко не каждый. Кстати, не знаю ни одного нашего выпускника, продолжившего обучение после окончания школы искусств, кто остался без работы.

— Каков залог успеха хорошего педагога?

— В первую очередь он должен любить детей – это самое главное, и должен сам в совершенстве владеть тем предметом, который преподаёт.

Наталья Алексеевна Козловав школе искусств работает более 30 лет и точно знает, в чем секрет хороших отношений ученика и преподавателя. Нужно понимать, слушать и сочувствовать. И еще один небольшой секрет – доверительные отношения. Дети всегда могут обратиться к Наталье Алексеевне с любым вопросом и получить ответ. Кней ее воспитанники относятся особенно, и, в первую очередь, потому, что Наталья Алексеевна позволяет им быть самими собой, высказывать свое мнение, и потому, что она строгая, требовательная и добрая одновременно.

Н.ЧЕТВЕРТНАЯ

На снимке: Н. А. Козлова с Алисой Фляум и Женей Лебедевым.