СОХРАНЯЯ ИСТОРИИ СТРАНИЦЫ

Архивы – особые места. Здесь поистине хранятся страницы истории страны, области, района, отдельных предприятий, людей.

О работе архивного отдела администрации Лежневского района мы попросили рассказать его начальника Л. А. ИСАКОВУ.

— Архивный отдел администрации Лежневского района, — говорит Любовь Альбертовна, — образован в 1985 году,документы Лежневского района поступили на хранение из фондов Ивановского районного архива в количестве 1700 единиц хранения на постоянной основе.

До 1993 года архив числился с переменным составом документов, это срок хранения документов 5 лет и находились документы у нас, а затем актом передавались в Ивановский государственный архив. С 1993 года архивы стали с постоянным сроком хранения документов в муниципальных архивах.

Эти изменения повлекли за собой постепенное увеличение количества единиц хранения и сразу же наступили проблемы необходимости увеличения количества площадей архивохранилищ. Благодаря руководству района эта проблема в большей части была решена.Нам удалось сохранить документы такого огромного предприятия,как Лежневская прядильно-ткацкая фабрика — около двух тысяч документов по личному составу.Вставал вопрос вывоза документов из района и могло быть так, чтонаши текстильщики остались бы на минимальной пенсии и без льготного стажа.

В настоящее время в архиве 6 архивохранилищ (из них 5 архивохранилищ по личному составу),все архивохранилища оборудованы металлическими дверями, протяженность стеллажных полок составляет 342 погонных метра.

— Каковы основные задачи архивного отдела?

— Это обеспечение сохранности и государственный учет документов, формирование архивного фонда,научная информация и использование архивных документов,организационно-методическое руководство и организация документов в делопроизводстве учреждений и организаций.

— А каковы источники комплектования архивного отдела?

— В списке источников находится 19 организаций: 14– муниципальной собственности,2 – федеральной собственности, 2 – государственной собственности, 1 – негосударственной собственности (ЗАО Агрофирма «Сабиново»).На сегодняшний день в архиве находится 204 фонда,из них 174 –управленческая документация (количество единиц хранения -24 тысячи дел), один фонд личного происхождения (документы местного поэта-краеведаМальцева),29 фондов -фонды документов по личному составу с количеством единиц хранения -10 тысяч дел.

— Что является приоритетным в деятельности архива?

— Приоритетной по-прежнему остается работа по предоставлению архивной информации гражданам и учреждениям. В течение 2019 года выдано 850 справоксоциально-правового характера (в основном это справки по заработной плате)и 200 справок имущественного характера- нотариальные, по земельным вопросам и другие.

Наряду с увеличением количества запросов повысилась и их сложность. Почти не осталось простых и привычных запросов о стаже и заработной плате. Практически к каждому своему запросу органы Пенсионного фонда просят предоставить дополнительную информацию: о реорганизации, переименовании предприятий, периоды совместительства, учебы, декретных отпусков и больничных, выплаты компенсаций, страховок, для подтверждения льготного стажа — о марках сварочных аппаратов, количестве и расходе топлива на котельных и так далее.

— В чем еще сложности вашей работы?

— Ряд трудностей по исполнению поступающих социально-правовых запросов возникает при поиске информации за 15-30 лет, особенно если это подтверждение льготного стажа работы (это все приказы о перемещениях, отпусках, отпусках без содержания, должности во всех лицевых счетах, а еще и оформление справки на 4-5 листах). На такой запрос иногда уходит 2-3 дня, поэтому невозможно сопоставить простой запрос о стаже работы до пяти лет с запросом о льготном стаже и заработной плате за 15-30 лет.

Серьезно осложняют исполнение запросов нарушения установленных требований по ведению кадровой и бухгалтерской документации, в связи с чем архив часто не может дать исчерпывающую информацию для исчисления стажа или заработной платы некоторым работникам ликвидированных организаций.

— С кем взаимодействуете в своей работе?

— С Пенсионным фондом. Доля запросов, поступивших от органов Пенсионного фонда, ежегодно увеличивается. За 2019 год от этих учреждений в электронной форме по программе VipNet поступило 44,2 % запросов от их общего количества.

— А каковы сроки хранения документов?

— 2 марта 2016 года был принят Федеральный закон № 43-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации», по которому пересмотрены сроки хранения документов по личному составу. Если документы созданы до 2003 года, то срок хранения остается прежним-75 лет, если после 2003 года – то 50 лет.

— Как вы уже сказали, в архиве проводится работа по приему документов личного происхождения…

-На сегодняшний день готовим фонд личного происхождения бывшего узника фашистского концлагеря Виктора Петровича Кутенкова.Мы с ним встречались,лично беседовали,он нам предоставил некоторые свои документы, к сожалению, пока маловато, но я думаю,что к празднованию 75-летия Победы личный фонд В. П. Кутенкова будет сформирован. Архивный отдел активно взаимодействует с библиотекой. Совместно оформляются выставки. К 75-летию Победы была договоренность об оформлении совместной выставки.

Сейчас делаем подбору документов для оформления нового стенда «Поэты Лежневского края».

Хотелось бы отметить, что только совместными усилиями мы можем сохранить важнейшую часть исторической памяти района — архивный фонд Лежневского района.

Беседу вел М. БОЛОБОНОВ