РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ
ЕПИСКОПА ШУЙСКОГО И ТЕЙКОВСКОГО МАТФЕЯ
пастырям, монашествующим и всем
православным христианам Шуйской епархии
Возлюбленные о Господе пастыри Христовы, досточтимые игумены и игумении, насельники монастырей, прихожане святых храмов, все боголюбивые чада Шуйской епархии!
Сердечно поздравляю всех вас с праздником Рождества Христова! Величайший христианский праздник, отмечаемый сегодня нами, необычайно сближает всех нас. Мы служим в одно и то же время, одним чином Богослужения, обращаемся ко Господу одним молитвенным устремлением. Господь обещал Своим ученикам: «Се, Аз с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20), и Он незримо, таинственно является среди нас, освящает, животворит Свою Церковь. «Христос посреди нас», – так говорят служащие священники друг другу на литургии и отвечают: «И есть, и будет!» В Рождественскую ночь значение этого возгласа особенно глубоко.
Святитель Иоанн Златоуст называет Рождество «митрополией всех праздников», поскольку оно является началом всех последующих событий земной жизни Спасителя – Крещения, Преображения, Воскресения. Как с рождением нового человека всех причастных к этому событию охватывает радость, так и с Рождеством Христовым в мир вошла новая, возвышеннейшая радость – в мир пришел «новый Адам», по слову апостола Павла, «дух животворящий» (1Кор. 15:45).
Мы сегодня мысленно переносимся в убогую вифлеемскую пещеру, где из-за склонившихся фигур праведного Иосифа и Приснодевы Марии сияет неземной свет от главы Божественного Младенца. Как сказано в одном предании, всё мироздание тогда на мгновение замерло – люди, животные, звезды на небе. Всё творение – живое и неживое – остановилось перед неизреченным Божественным присутствием: смиренный Бог возлежит в холодных яслях, и исходящий от Него неведомый мир касается душ всех присутствовавших. Так, скромно и сокровенно, началась новая история человечества.
Рождество Спасителя случилось ночью, в тишине, вдали от любопытных глаз и суетной молвы. Евангелие повествует, что очень немногие были посвящены в тайну Рождения Иисуса Христа, и Бог благоволил открыться лишь тем, кто ожидал Его пришествия и был чист в сердечных помышлениях. Господь пришел на Свою землю, к Своему избранному народу, но, отмеченный в римской переписи, Он был «вписан» и во всемирную историю. Евангельская история освятила общечеловеческую историю, дала ей особое внутреннее наполнение.
Вся история человечества обычно воспринимается как череда больших свершений: это рождение и закат цивилизаций, масштабные войны и периоды мирного развития, эпохи научных открытий и достижений в философской мысли. В этой череде событий наиболее обращают внимание на внешние, переломные рубежи, и нам трудно осознать, существует ли высшая цель самой истории, какова она? Трудно представить такую цель, когда прошлый, наиболее стремительный в своем развитии век породил две страшные войны, унесшие десятки миллионов жизней, а также множество других локальных войн и конфликтов. А последние несколько десятилетий отмечены небывалой утратой человеческих ценностей и, скажем прямо, деградацией нравственного состояния в обществе, несмотря на колоссальный техногенный прогресс. Мы можем утверждать, что многие грандиозные эксперименты, которые осуществлялись в цивилизованных странах в прошлом веке, в том числе, и в нашем государстве, были следствием забвения Бога, противлением Божественному замыслу. И мы не можем не ощущать на себе последствия всех этих трагических событий, не можем не видеть тех изменений, которые сказались на душах целых поколений.
Подлинно, Рождество Христово стало главным событием в истории, оно разделило бытие человечества на два периода – до Воплощения Господня и после него. После того, как Бог принял образ человеческий и стал во всем подобен нам, кроме греха, мы уже не можем сказать, что течение истории идет автономно, само по себе. Это новая история, в которой присутствуют Христос и Его Церковь. Бог явился в мир, чтобы мир спасти, освободить людей от греха и возвратить им цель, находящуюся за пределами этого мира, – это вхождение в Царство Небесное, в Царство Божие. Для осуществления этой цели Господь и родился в грешном мире, чтобы принять на Себя все его тяготы и чтобы умереть за каждого из нас. Поэтому для нас Рождество Христово есть событие всемирное, общечеловеческое, непреходящее.
Нынешнее Рождество открывает год славного юбилея Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Мы продолжаем утверждать величайшую значимость этой Победы для всей нашей российской тысячелетней истории. Эта значимость заключается не только в победе русского оружия и народного духа, но и в духовном прозрении нашего народа, случившемся во время великой войны. Бог нам дал возможность через самые суровые испытания и многочисленные жертвы прийти к осознанию своей миссии, отойти от пропасти богоборчества, на краю которой мы стояли. Урок войны был и в том, что без помощи Божией все составляющие наших непомерных усилий могли и не осуществиться, не претвориться в великую Победу. Наш народ сильно изменился после войны – мы победили страшного врага, и это дало силу нескольким поколениям, которые жили с сознанием победителей. Именно потомки войны – фронтовики, дети войны, дети детей войны – творили нашу последнюю историю. Как сильно контрастирует зловещий гул войны с тишиной Рождественской пещеры! Но нельзя не считать, что при всех ужасах того, что происходило три четверти века назад, мы смогли не только выжить и победить, но и сохранить человеческое лицо, проявить высокие нравственные качества, и всё это случилось благодаря нашим христианским корням.
Рождество снова стало отмечаться как государственный праздник. Как известно, в этом году Шуя стала центром празднования «Русского Рождества». Шуя украсилась, осветилась и стала такой, какой мы ее еще не видели. Исторически в России самым важным зимним праздником было именно Рождество, которое ассоциировалось с семейными ценностями, домашним теплом, примирением. Нынешняя традиция празднования Нового года во многом была заимствована из «Рождественских сказок», включая неизменные атрибуты праздника – елки, катания на санях, колядки. Хочу выразить признательность устроителям праздника и надеюсь, что эта традиция продолжится.
На всех призываю Божие благословение и желаю провести грядущие светлые дни Святок в проникновенном переживании Рождественского праздника и радости духовной, какой сподобились вифлеемские пастыри, первые свидетели Христова Рождества.
«Христос рождается, славите!»
† Матфей,
епископ Шуйский и Тейковский
Рождество Христово 25 декабря 2019 / 7 января 2020 г.
Град Шуя