ВПЕРЕДИ – ОТВЕТСТВЕННЫЕ ЗАДАЧИ

Сегодня об итогах работы за 2019 год рассказывает директор Лежневского центра занятости населения Е. В. ПОЛУШКИН.

— Евгений Валентинович, служба занятости населения всегда одной из первых подводит результаты своей работы за год. Каковы основные итоги прошедшего 2019 года?

— Год 2019 не удивил нас никакими катаклизмами, и это хорошо. На районном регистрируемом рынке труда сохранилась прошлогодняя тенденция сокращения численности безработных граждан. Численность безработных на 1 января 2020 года составила 34 человека. Всего за 2019 год были признаны безработными 151 человек. А всего в центр занятости за содействием в поиске подходящей работы обратились 395 человек (на 10 человек больше, чем в 2018 году), 273 из которых были трудоустроены. Уровень трудоустройства обратившихся граждан составил 69,1 %. Это  хороший показатель. По уровню трудоустройства молодежи (до 29 лет) удалось добиться еще большего — 96,3 %.

Падение абсолютного числа безработных граждан повлекло за собой  изменение некоторых важных показателей регистрируемого рынка труда. Уменьшилась доля безработных, стоящих на учете более года, уменьшилась доля безработных, стоящих на учете менее одного месяца и уменьшилась средняя продолжительность безработицы.

Из общего количества безработных на конец года почти 55,8 процента составляли граждане, уволенные с предприятий по собственному желанию, а уволенных в связи с ликвидацией или сокращением численности было четыре человека.

Уровень напряженности на рынке труда на начало 2020 года составил 0,2 человека на вакансию. Предприятиями было заявлено за 2019 год 663 вакансии. Это меньше уровня 2018 года, а уж если сравнивать с предыдущими годами, то вакансий стало еще меньше. Например, 5 лет назад, за 2013 год, было заявлено 2193 вакансии. На конец 2019 года мы имели сведения о 171 свободном рабочем месте, из которых 28 — для инвалидов.

— Если снизилось количество безработных граждан и обратившихся в службу занятости, значит, уменьшилось и количество оказанных государственных услуг?

— Да. Это логично. Многие государственные услуги «подкрепляются» финансами, поэтому снижение финансирования, напрямую зависящего от количества безработных граждан, влечет за собой и уменьшение количественных показателей. Так, 301 человек обратился за предоставлением государственной услуги по профориентации (для сравнения, в 2012 году – 516 человек); 20 безработных граждан получили государственную услугу по психологической поддержке (в 2,4 раза меньше, чем в том же 2012 году); 8 граждан прошли профессиональное обучение, из них 6 безработных граждан, два человека по проекту сопровождения инвалидов, одна женщина, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком, один пенсионер из числа стремящихся возобновить трудовую деятельность (в далеком 2011 году, скажем, 112 человек проходили у нас по этому направлению); 10 человек приняли участие в общественных работах (опять вспомним 2012 год – 113 человек); 30 подростков были охвачены временной занятостью (206 человек в 2011 году, 140 человек в 2012 году, 69 человек в 2017 году); 3 безработных гражданина, из которых один – в рамках проекта сопровождения инвалидов, участвовали в программе временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы; один выпускник учреждения среднего профессионального образования, в возрасте 18-20 лет, ищущий работу впервые, прошел по особой программе временного трудоустройства (стажировка); 15 безработных граждан получили государственную услугу по социальной адаптации на рынке труда.

В 2019 году 4 человека получили государственную услугу по содействию самозанятости. Финансовой помощи на открытие собственного дела не оказывалось.

— Какие направления работы вы можете назвать наиболее проблемными?

— В деятельности службы занятости есть несколько «болевых точек», вызывающих особую заботу и тревогу.

Одна из них – соблюдение работодателями района законодательства о занятости населения. Согласно требованиям Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели обязаны ежемесячно предоставлять информацию о свободных рабочих местах, о заполнении квотируемых рабочих мест для инвалидов, а также своевременно — о введении режимов неполного рабочего времени, о предстоящем высвобождении работников. Нередки случаи, когда работодатели забывают это сделать. А есть и такие, кто попросту игнорирует требования законодательства и не спешит наладить установленное законом взаимодействие с центром занятости. О таких нерадивых работодателях мы обязаны направлять информацию в контролирующие органы.

Серьезной проблемой было и остается трудоустройство инвалидов. Из 34 безработных 3 человека – инвалиды. Почти 8,8 процента! От общего числа обратившихся в службу занятости в 2019 году инвалиды составляют почти 8,4 процента (33 человека). 22 человека из них были трудоустроены в этом году, процент трудоустройства высокий, но дается это с огромным трудом. Вместе с социальными партнерами, работодателями, всеми заинтересованными структурами пытаемся искать пути решения проблемы. Результаты, как видим, есть – неплохой уровень трудоустройства, и за 2017-2019 годы только на квотируемые рабочие места были трудоустроены 14 человек с инвалидностью.

— Расскажите, пожалуйста, о новых направлениях в деятельности службы занятости.

— Государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения» постановлением Правительства Российской Федерации изменена мероприятиями в рамках федеральных проектов «Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда» национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» и «Старшее поколение» национального проекта «Демография». И, наконец, распоряжением Правительства Российской Федерации утверждены Специальная программа профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста на период до 2024 года и план мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста на период до 2024 года. Я не побоюсь сказать, что за 2019 год проведена колоссальная работа по данным направлениям.

Так, 27 граждан предпенсионного возраста прошли профессиональное обучение по направлению службы занятости по профессиям: оператор котельной; оператор ЭВМ; бухгалтерский учет и налогообложение; электрогазосварщик; проектирование ландшафтного дизайна; кадровый менеджмент; сборка, техническое обслуживание и настройка ПК; машинист холодильных установок; частный охранник; швея; социальный работник; водитель погрузчика. 23 гражданина из числа прошедших обучение трудоустроены, что составляет 85,2 процента от числа направленных на обучение граждан данной категории. Программа профессионального переобучения граждан старшего возраста в рамках нацпроекта «Демография» будет расширена в 2020 году, переобучение смогут пройти все граждане старше 50 лет. Программа расширяется с точки зрения охвата участников. Если в 2019 году обучение проходили граждане только предпенсионного возраста — за пять лет до наступления общеустановленного возраста выхода на пенсию, то с 2020 года такое право получат граждане в возрасте от 50 лет.

Одно из новых направлений, которое стартует с 2020 года, — профессиональное обучение и получение дополнительного профессионального образования в рамках реализации регионального проекта «Содействие занятости женщин — создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет» национального проекта «Демография». Одна из главных проблем для женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, — длительный перерыв в работе, который часто приводит к потере квалификации. Хорошо, если женщину ждут на прежнем рабочем месте. А нередко и выходить некуда, а другие предприятия не торопятся брать на работу молодую маму, которая не способна конкурировать с теми, кто постоянно пополнял свой профессиональный багаж. Что делать? Как повысить свой профессиональный уровень? Как уменьшить срок социальной адаптации при выходе на прежнее место работы? Как расширить возможности планирования профессиональной карьеры?

В рамках реализации национального проекта предусмотрена организация профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком. Пройти обучение могут женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, состоящие в трудовых отношениях с работодателем и планирующие выход на работу. Эта программа поможет плавно вернуть в рабочий процесс женщин, утративших профессиональные навыки за время отсутствия на рабочем месте по причине рождения и воспитания детей. По завершению выдается документ государственного образца. Обучение является бесплатным. Молодая мама повышает свою квалификацию или приобретает новую профессию за счет средств службы занятости в учебных заведениях. Более того, во время обучения служба занятости выплачивает женщинам стипендию. При направлении на обучение учитываются пожелания и возможности женщин, занятых воспитанием детей. Обучение проводится до даты выхода сотрудниц на работу.

Очень надеемся, что в тесной связке со всеми сторонами социального партнерства, с органами власти, с работодателями, со всеми заинтересованными структурами государственной службе занятости населения удастся справиться с поставленными задачами на 2020 год.

Беседу вел М. БОЛОБОНОВ