ИНДИКАТОР ОБЩЕСТВЕННОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

Если мы зададим себе такой банальный вопрос — чему должны обучать в школе, то ответ очевиден — знаниям.

Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Разве нет? Вроде бы все логично. Но большинство экспертов считает, что куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией. Ученые-педагоги в своем кругу называют это «функциональной грамотностью».

Именно о формировании функциональной грамотности шел разговор на семинаре учителей школрайона, прошедшем на базе Лежневской средней школы № 11.

Функциональная грамотность — тот уровень образованности, который может быть достигнут  учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе преимущественно полученных знаний.

Для широкой публики функциональную грамотность объясняют очень просто. Допустим, один человек знает 1000 английских слов, другой — только 100. Но при встрече с иностранцем тот, у кого словарный запас больше, зачастую начинает «мычать» и делать руками непонятные жесты. А владеющий лишь сотней слов ухитряется толково ответить на вопрос или показать дорогу. То есть у одного знаний больше, но другой лучше умеет их использовать. Вот с этими самыми компетенциями у школьников большие проблемы. Поэтому одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами, – формирование функционально грамотных людей.

Известно, что качество российского образования отличается от качества образования за рубежом: при достаточно высоких предметных знаниях и умениях российские школьники испытывают затруднения в применении своих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме. Таким образом, по важнейшему сегодня в мире практико-ориентированному показателю российское образование не отвечает международным требованиям и стандартам.

Поэтому перед педагогом сегодня стоит общая и конкретная задача:подготовить учащегося к адаптации в современном мире, сформировав у него функциональную грамотность.

Коллектив Лежневской средней школы № 11 серьёзно работает в этом направлении. А со своими наработками мы познакомили коллег в ходе мастер-классов, открытых уроков и внеклассных занятий на районном семинаре.

По итогам семинара все присутствующие на нем педагоги пришли к единодушному мнению:

коммуникация, сотрудничество, критическое мышление, креативность — вот главные качества, которыми должны овладеть обучающиеся XXI века. А школа должна им в этом помочь.

О. ВЬЮГИНА,

заместитель директора Лежневской средней школы № 11 по учебно-воспитательной работе

На снимке: во время работы семинара.