Все мы хотим для своих детей лучшего: стараемся передать опыт и знания, выбираем для них хорошую школу и учителей, поддерживаем при поступлении в институт и в начале карьеры, радуемся, когда ребенок начинает зарабатывать деньги самостоятельно. Но учим ли мы детей грамотно распоряжаться деньгами? В некоторых семьях не принято разговаривать на эту тему.
Дети чаще всего учатся на примере родителей. Но если вы решили всерьез заняться финансовым просвещением младших членов семьи, можно воспользоваться советами управляющего ивановским отделением Банка России Дмитрия НИКОЛАЕВА:
— Чем раньше вы начнете разговор о деньгах со своим ребенком, тем быстрее воспитаете в нем разумное отношение к финансам и своему бюджету. Это позволит ему раньше пройти путь проб и ошибок, и понять, как действовать в будущем: научиться планировать траты, копить, принимать финансовые решения, ценить свое время и ресурсы.
Знакомить детей с деньгами лучше всего через игры и эксперименты.
С малышами можно начать с простого. Предложите ребенку игру, в которой вы находите клад. Можно использовать деньги игрушечные и настоящие. Проведите совместно расследование: как отличить подлинную купюру. Расскажите ребенку о признаках подлинности купюр, покажите картинки водяных знаков, как переливаются буквы и цифры и где спрятаны другие защитные знаки. Можно собрать друзей вашего ребенка и провести конкурс: кто найдет больше животных и растений на купюре с помощью лупы. Вам в помощь на сайте Банка России есть обучающая игра с главным героем Муравьишкой (cbr.ru\Банкноты и монеты\Обучающая игра).
Первоклашкам можно объяснить, что такое квартплата, семейный бюджет, скидки, распродажи, кредиты. Расскажите откуда берутся деньги. Дайте понять ребенку, что деньги не появляются сами собой по первому требованию.
Составьте вместе семейный бюджет, расскажите, как распределяете зарплату, сколько денег уходит на обязательные платежи, сколько откладываете на отпуск, а также тратите на игрушки и развлечения. Научите ребенка управлять своим бюджетом в быту. Дайте ему понять, что карманные деньги полностью его, он может сам решить тратить сразу все или растянуть на неделю. К примеру, отложить на мечту или потратить на свои развлечения (кино или мороженое). Научить детей откладывать на мечту поможет копилка. В итоге у него будет мечта и финансовая цель, к которой он будет стремиться.
В 10 лет ребенку можно поручить выступать «финансовым консультантом семьи». Для этого научите его бережному потреблению воды и света, попросите посчитать, сколько семья теряет денег, когда не закрывают кран или не выключают свет.
Уважайте право на ошибки. Ваш ребенок – это другой человек, не вы. И если он потратил свои карманные деньги на, как вам кажется, ерунду – не ругайте его, а посчитайте, насколько долго ему еще придется копить на свою мечту. Наведите его на правильные выводы.
Если ребенок начал сравнивать достаток вашей семьи с другими, не стоит уходить в оборону или переключаться на обвинение других. Объясните, что все люди, их навыки и то, что востребовано на рынке труда, могут сильно отличатся, разные профессии оплачиваются по-разному и в каждой семье свои ценности. Такой вопрос — отличный повод обсудить с ребенком, кем он хотел бы стать в будущем и какой видит свою взрослую жизнь.
Частью вашей образовательной программы могут стать смешарики из «Азбуки финансовой грамотности» или такие мероприятия, как «День открытых дверей Банка России». Ивановское отделение Центробанка всегда проводит мастер-классы, организует интерактивные площадки и познавательные экскурсии для гостей разных возрастов в День открытых дверей. На этих мероприятиях ребята смогут совершить интенсивное погружение в тему финансов за пару часов.
В помощь учителям городских и районных школ организован и работает с 2016 года проект «Онлайн уроки финансовой грамотности. Профессионалы финансового рынка придут в каждую школу». В качестве партнеров в проекте участвуют 14 организаций и их региональных представительств из числа профессиональных участников рынка ценных бумаг, банков, страховых компаний, вузов, госорганов. Задействовано более 50 лекторов – экспертов.
Главная задача этих уроков, охватывающих тысячи российских школ, — поделится с учениками 6-11 классов знаниями в области личных финансов, а также страхования, налогов и других инструментов. Причем сделать это через «живое» общение с профессионалами финансового рынка, потому что уроки проходят в режиме реального времени. Участие в проекте могут принять школы, в которых есть доступ в Интернет, устройство вывода изображения (экран, проектор). Каждая школа после прослушивания лекции направляет отзыв о ней и получает сертификат. По окончании сессии Банк России направляет в муниципальные органы управления образования отчет о мероприятиях, проведенных в регионе, а также списки школ, которые приняли в них участие. Проект для школ бесплатный. Если в школе, где учится ваш ребенок, этих занятий не проходит, расскажите о них учителю и одноклассникам – возможно, вы поможете приобрести полезные знания многим деткам.
В помощь родителям, преподавателям, методистам, волонтерам, а также для широкой аудитории Банк России создал информационно-просветительский ресурс Fincult.info. Его цель – формирование финансовой культуры граждан. В материалах на сайте в простой форме, с некоторыми упрощениями разбираются ситуации, с которыми может столкнуться каждый.
Разработчики не забыли и про детей. На сайте вы найдете игру «Тайна потерянной копилки». С ее помощью школьники смогут узнать о финансах и экономике. Она рассчитана на детей от 6 лет, но может заинтересовать подростков и взрослых. Это не просто «бродилка», в которой нужно собирать монетки и преодолевать препятствия. Игра поможет разобраться, как грамотно обращаться с деньгами, планировать расходы и копить на свои цели. А также учит распознавать финансовых мошенников и избегать рисков, знакомит с терминами и разъясняет правила поведения на финансовом рынке.