О ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ

Не так давно, всего лишь 190 лет назад, 18 сентября 1830 года, лошадь обогнала… паровоз. Да, была устроена такая гонка — испытывали первый американский паровой транспорт. Девять миль гонки, около 14 километров, первым преодолел выносливый конь.

А сейчас? В лошадиных силах измеряют мощности двигателей, лошадки стали диковинкой, а по железным дорогам летают скоростные электропоезда «сапсаны», «стрижи» и «ласточки». Великий русский авиаконструктор Туполев был уверен, что России с ее огромными территориями просто необходимо много самолетов для быстрого и дешевого передвижения людей. Он не мог предположить, что в 21-м веке «народным» транспортом снова станут поезда.

Очень интересна история железной дороги нашего края. В 1868 году была открыта частная Шуйско-Ивановская железная дорога: Новки-Шуя-Иваново, построенная на деньги первых текстильных предпринимателей, заинтересованных в расширении рынка. А в 1871 году после бурных дискуссий из трех проектов новой линии железной дороги выбрали участок Иваново-Вознесенск-Кинешма. То, что не победили проекты дороги на Плес (выход к Волге) и Юрьевец (выход к запасам леса), изменило впоследствии судьбы и этих городов, и Иваново-Вознесенска. Но был и третий вариант, когда предлагалось вести дорогу на Кострому, а далее соединить ее новыми железнодорожными линиями с севером страны.

Но ивановские фабриканты победили. Увы, Плес не стал центром текстильного края, и всего 65 километров не довели путей до Юрьевца, зато сегодня есть железнодорожная связь с одним из самых больших в регионе городов — Кинешмой. А на Кострому железную дорогу все равно построили — в 1887 году, веткой от Ярославля, а Иваново с Костромой соединили дорогой в 1898 году. С 1907 года наши ивановские дороги — в составе Северных железных дорог.

В Ивановской области общая протяженность железных дорог — 530 км, из них 345 км — общего пользования. Сегодня о прорыве в железнодорожном сообщении столицы нашего края со столицей России с помощью скоростного поезда «Ласточка» не знают только упорные домоседы. Ведь наша область – одна из немногих в центральной России, где все еще не электрифицированы железнодорожные пути, и используются поезда на тепловозной тяге. Но уже почти 2,5 года «Ласточка» за 3 часа 41 минуту «пролетает» и по электрифицированному участку путей от Москвы до Владимира со скоростью до 160 км в час, и ту часть пути до Иванова, когда делается сцеп «Ласточки» с тепловозом, от которого поезд и получает электроснабжение.

30 июля при открытии после реставрации здания вокзала в Иванове и пуске первого рельсового автобуса РА-3 «Орлан» от Иванова до Кинешмы руководство компании «РЖД», уникальной разработкой которого явился пуск «Ласточки», заявило, что планирует электрифицировать часть пути «Ласточки» — от Иванова до Владимира. В плане развития РЖД до 2025 года намечено, что этот поезд будет курсировать от Ярославля и Костромы до Иванова, а затем через Владимир до Москвы.

А новый, комфортный рельсовый автобус, который назвали мини-«Ласточкой» (сегодня в нем по просьбам пассажиров не 2, а 3 вагона) успешно курсирует между городом Иваново и Кинешмой, причем, по времени этот рейс предусмотрительно согласован с московским рейсом «Ласточки». На дорогу в Кинешму поездом теперь тратится времени меньше, чем раньше, — всего полтора часа.

Брендом нашего региона в сфере железнодорожного сообщения становится и здание вокзала — реставрированный недавно памятник конструктивизма, своего рода «арт-резиденция» с музейными экспонатами.

Известно, что в Центральном федеральном округе (ЦФО) среди других регионов наша Ивановская область — самая небольшая по площади занимаемой территории (по численности населения ей уступают Костромская, Орловская и Смоленская области). Поэтому и данные по протяженности железных дорог в этой связи понятны. Итак, эксплуатационная длина железнодорожных путей общего назначения в Ивановской области составляет 345 километров. Сравним с областями-соседями: в Костромской – 642,1, в Ярославской – 651,6, во Владимирской – 920 км. В России по длине железных дорог самый маленький регион – Ингушетия (38,8 км), а самые большие – Свердловская (3514, 1), Амурская (2919,9) и Ленинградская (2549,8 км) области. Сравним, как изменилось число пассажиров, которых отправили железнодорожным транспортом общего пользования в 2015 и 2019 году. По Ивановской области в 2015 году — 1,06 миллион, а в 2019 — 1, 27 миллиона пассажиров, т. е. увеличение составило 20% (что объяснимо добрыми переменами в организации сообщения). Во Владимирской области перевозки пассажиров за это время тоже возросли – на 23,2% (с 7,40 до 9,12 миллиона человек). А в Костромской и Ярославской областях поток пассажиров несколько уменьшился, соответственно на 7,7% и 12% (в Костромской — с 1,43 до 1,32 миллиона, в Ярославской с 4,92 до 4,33 миллиона человек).

Отдел информации Ивановостата

На снимке: железнодорожный вокзал в Иванове 1960 год.