МЕЧТА СБЫВАЕТСЯ!

Выпускник Лежневской средней школы № 10 2020 года Дмитрий Лесков впервые в истории Лежневского района нынче сумел поступить в один из самых знаменитых высших учебных заведений России – Российский Государственный институт кинематографии (ВГИК)имени знаменитого кинорежиссера С. А. Герасимова.

Мы связались с Дмитрием в дистанционном режиме и попросили ответить на несколько вопросов.

— Дима, прежде всего, поздравляем с поступлением в один из самых престижных вузов нашей страны!

— Большое спасибо! Я очень рад, что моя мечта начала осуществляться. Но поступление – это только старт большой работы и я приложу все силы, чтобы уверенно идти по творческому пути.

— А как зародилась твоя мечта о ВГИКе?

— Первый раз я задумался о ВГИКе, когда ещё учился в 8 классе. Передо мной, как и перед каждым школьником, всталвопрос о выборе будущей профессии. Я понимал, что в скором времени мне придётся принять одно из главных решений в своей жизни и действовал по следующей схеме. Я задал себе два вопроса, ответы на которые должны были определить моё будущее.Первый вопрос: «Что я хочу?». И с ответом трудностей не возникло. Я с раннего детства знал, чего я хочу, и какова моя конечная цель:увековечение себя в памяти близких мне людей, а может даже целого общества. «Человек жив, пока жива память о нём», – древняя мудрость, ставшая моим ориентиром. Но, как известно, для того чтобы попасть в историю, существует великое множество способов. Я столкнулся с проблемой: какой же способ мне выбрать, чтобы и желаемое получить, и делом заниматься близким мне по духу?

Тут я задал себе второй вопрос: «Что я могу?». Несовершеннолетнему человеку довольно сложно дать однозначный ответ. И всё же я попытался. Единственное, что мне по-настоящему нравилось,вне зависимости от всех обстоятельств – искусство. Кино и литература. Интересные истории и людские фантазии, записанные на бумагу или снятые на плёнку, будоражащие воображение, вызывающие эмоции. Такие истории  влияли на мои чувства и мысли, на моё восприятие мира и людей в этом мире. И я хотел заниматься тем же.

В детстве я всегда придумывал новые игры в компании других детей, мог обратить внимание к себе, завлечь знакомых и незнакомых своей «болтовнёй». В школе меня хвалили за нестандартные сочинения, дома ласково подшучивали над фантазёрством и мечтательностью. Я знал, что могу рассказывать интересные истории, что-то, что может вызвать эмоции. Осталось только этому научиться. Драматургия – главная наука, которая могла удовлетворить все мои творческие потребности. Ведь главной целью драматургии является не просто придумывание историй, а создание чего-то, что не сможет оставить читателя или зрителя равнодушным. В основе каждой такой истории лежат правдоподобные людские образы, строго очерченные характеры, ведущие к неминуемому возникновению конфликта. Как говорит наш мастер: «Если вы познали искусство драматургии, вы можете создавать вселенные. Если вы познали искусство создания конфликта и характера – вы можете называться драматургом. А кто такой драматург? Драматург – это автор любого жанра: будь то проза, театр или кино. Драматург – это писатель, автор пьес и сценарист, а может даже и поэт».

Любовь к кино, театру и литературе заложена во мне в равной степени. Быть просто писателем или просто сценаристом для меня мало. Поэтому драматургия. Всякий драматург может быть и писателем, и сценаристом. Но не всякий писатель или сценарист может быть драматургом. А лучший институт в нашей стране, который мог бы воспитать во мне драматурга, – ВГИК. Место, где обучались известные советские и российские кинорежиссёры, актёры, операторы, сценаристы, составляющие фундамент всего русского кинематографа.

— Итак, выбор был сделан. Как отнеслись к нему твои родные, кто поддерживал и помогал тебе в подходе к его осуществлению?

— Первый человек, который с самого начала поверил в меня и поддерживал на протяжении всего пути была моя мама Светлана Сергеевна Потемина, уверенная в моём успехе даже больше, чем я сам. Её моральная поддержка, необывательские методы воспитания, отношение к детям, как к главному смыслу жизни, ради которых можно пойти на любой риск и любые лишения, сделали меня тем, кем я сейчас являюсь. Именно мама заложила во мне порывы к творчеству и способствовала их развитию. Мама всегда была в курсе всех событий в моей жизни. Не пропустила ни одного мероприятия и конкурса, в котором я принимал участие. И всегда всё знала. Даже самое сокровенное.У нас всегда были очень доверительные отношения. И вот он – я – результат её методов и живое доказательство их эффективности. Опять же, обращаюсь к словам мастера: «Нет никакого таланта, а есть труд, огромный труд». Ну, так вот, в моём случае, талант – этоогромный мамин труд. Мама – мой идейный единомышленник, самый верный друг.

Очень немногие люди верили в меня, но так или иначе каждый сыграл свою роль и может, даже не зная того, помог мне достичь желаемой цели. Я до сих пор с улыбкой вспоминаю те скептические взгляды людей, которые возникали на их лицах после того, как на вопрос: «Куда поступать собираешься?», я отвечал: «Во ВГИК, на драматурга».

Но были и те, чья поддержка вдохновляла меня идти вперёд последние два года. Их имена я хочу перечислить.

Ольга Витальевна Маслова – руководитель театрального объединения «Фантазия». Театр является для меня любимой формой досуга. Это то искусство, принимая участие в котором я по-настоящему отдыхаю. При том не важно: сижу я в зрительном зале или проживаю героя на сцене. Время, проведённое с ней и с ребятами из «Фантазии», — как еженедельный глоток воздуха в перерывах между утомительной учёбой и подготовкой к институту.На репетициях с Ольгой Витальевной вы не ощущаете себя как «ученик и учитель», скорее как «вольный автор и творческий наставник». Ольга Витальевна – это друг, старший, более опытный и мудрый, чем ты – но всё же настоящий друг, сумевший сохранить в себе черты доброго и беззаботного детства.

Юлия Ивановна Рыбакова – руководитель Ивановского и Лежневского медиа-центров, человек, открывший мне кино с той его стороны, которую не видит зритель. Мама даёт ребёнку велосипед и говорит: «Садись и катайся». Юлия Ивановна даёт тебе камеру и говорит: «Бери и снимай». Благодаря ей я научился держать камеру в руках и, собственно говоря, писать первые сценарии. Попробовал себя в разных жанрах и видах киноработы. Встретился с кругом интересных людей, среди которых наиболее запоминающимся оказался актёр театра и кино Сергей Безруков. Любая идея, которая могла только родиться в моей голове, – воплощалась в реальность благодаря Юлии Ивановне и её замечательному характеру: открытому, весёлому, требовательному, общительному и современному.

Тихон Перекрёстов – бывший одноклассник, единственный друг. Один из немногих, кто не только слушал меня, но и понимал. Я часто вспоминаю его, мы поддерживаем общение. Тихон не только поддерживал меня последние два года, но и принимал участие во всех моих идеях. Есть в Тихоне и те качества, которых мне, порой, не достаёт: доброта к людям и смирение к их порокам. Он для меня человек, с которым чувствуешь себя уютно.

Влияние на меня следующих двух людей просто невозможно переоценить. Мой бывший классный руководитель Наталья Сергеевна Федотова и заместитель директора школы Ирина Вадимовна Щербакова. Два человека, участвующие в формировании моей личности задолго до того, как я стал задумываться о ВГИКе и профессии драматурга. Наталья Сергеевна наставляла меня в учебной деятельности, именно она привила мне любовь к литературе, первая заметила задатки творчества и помогла развить их в нечто большее. Благодаря ей я сумел достичь определенных результатов в учёбе и творчестве, начал писать свои первые рассказы, что, в конечном итоге, главным образом отразилось на выборе вуза и профессии.Ирина Вадимовна, в свою очередь, наставляла меня в неурочной деятельности. Именно по её рекомендации я посетил медиа-интенсив «Телеспринт», где впервые опробовал себя в роли сценариста, что и способствовало моему окончательному решению: идти поступать во ВГИК.

Ещё один важный человек, чьей поддержке я также обязан, – моя младшая сестрёнка Алёна. Она всегда была рядом! Ей, как и маме, я доверял и доверяю все свои секреты. Именно сестра помогала мне выполнять ту рутинную работу, которая, кажется, нужна лишь для того, чтобы портить настроение и отнимать вдохновение. Одному сложно везде успеть, и тут меня выручала Алёнка.Несмотря на свой возраст – 13-14 лет, в работе она всегда оставалась серьёзной и терпеливой. Алёна единственная, кому я мог доверить самые важные поручения и быть уверенным, что она их выполнит. Иногда мне кажется, что она взрослее меня.

— А как прошел процесс поступления в институт?

— Само поступление заняло у меня всё лето. Сначала нужно было сдать ЕГЭ по русскому языку и литературе, а после пройти 3 тура вступительных испытаний. Когда я получил результаты ЕГЭ, то был расстроен, так как понимал, что они не достаточно высоки для бюджета. Учёба во ВГИКе на драматурга стоит 500 тысяч рублей в год. Так что вариантов у меня не было: либо я поступаю на бюджет, либо не поступаю вообще. К счастью для меня, ВГИК,как и все творческие вузы, совершенно самобытен. И даже если у тебя ЕГЭ сто баллов, но творческие способности не развиты – ты не поступишь. Это работает и в обратную сторону, так, как это случилось со мной. Я успешно прошёл первый тур «Творческая папка», где нужно было прислать свои рассказы, пьесы и сценарии. Из 300 человек, подавших творческие папки, отобрали всего 25. Бюджетных мест – 13, почти половина. Я прошёл второй тур «Творческий этюд» — придумывание сценария на ходу, а затем и третий «Творческое собеседование» — общение с мастером на разные жизненные и творческие темы, за который я получил максимальный балл – 100.

Но радоваться было рано. Низкие баллы по ЕГЭ тянули меня вниз строки поступающих. На заветное 13 место одновременно со мной претендовало ещё как минимум 5 абитуриентов, также успешно прошедших все вступительные испытания. Когда я увидел результаты – свою фамилию в списке на 13 месте, меня пробрала дрожь. Я не сразу поверил. После я пересмотрел список ещё раз – нет, это правда, я прошёл во ВГИК на бюджет. Тут наступил момент счастья. Я просто прыгал по комнате и очень громко смеялся. Затем позвонил маме. Затем радость постепенно утихла. Я осознал, что достиг поставленной цели, а это значит, что пора успокоиться и двигаться дальше. Этим я сейчас и занимаюсь – придумываю сценарий для своего первого кинофестиваля.

Учёба во ВГИКе для меня – это сон наяву. Всё то, о чём я грезил, живя в Лежневе, и чего мне всегда не хватало, я получил в один момент: полную свободу, творческую обстановку, безудержное веселье, общество нестандартных и интересных людей.

— Как начался учебный процесс?

— Итак, ВГИК – сценарно-киноведческий факультет – кафедра драматургии кино и телефильма – мастерская Владислава Ивановича Романова – профессора, советского и российского прозаика, драматурга, продюсера, члена Союза кинематографистов, автора 36 романов и 22 сценариев, по которым были сняты фильмы. Владислав Иванович образованнейший человек. Сейчас он оказывает огромное влияние на моё мироощущение, воспринимается мной как всезнающая высшая сила. Владислав Иванович работает в паре с Ириной Александровой Румянцевой – интереснейшей женщиной, она преподаёт у нас современную драматургию. И с ней ты можешь чувствовать себя на одной волне.

Вообще не встречал во ВГИКе ни одного негативного человека. Все – от декана до охранника общежития – обаятельные харизматичные люди, из-за чего тебе кажется, что ты попал в какое-то фантастическое место, похожее на маленькую страну со своими традициями, законами и особенным населением. Учёба во ВГИКе специфичная и ужасно интересная. Никакой математики и точных наук, терзающих мне ум в школе. Список дисциплин на первый курс таков: иностранный язык, историязарубежной литературы, русский язык и культура речи, история, история отечественного кино, история театра, культурология, мастерство кинодраматурга, драматургия современного фильма, история драматургии, физическая культура и спорт, безопасная жизнедеятельность. Стоит отметить, что все эти дисциплины так или иначе связаны с профессией драматурга, даже иностранный язык – на котором нас учат переводить сценарные статьи, или безопасная жизнедеятельность – где мы обсуждаем издержки работы сценариста. Все задания, которые задают, – исключительно творческие: написать сценарий немого фильма, придумать сцену признания в любви, посмотреть любимый сериал и рассказать о нём, придумать сказку, прочитать рассказ и придумать альтернативный финал, экранизировать повесть Пушкина на выбор. Работы много, но главное, что она интересная.

В своей группе я самый младший студент. Многие поступают во ВГИК со второго или третьего раза, а из тех, кто поступил с первого, в нашей группе мало, кому меньше двадцати. Из тринадцати человек, вчерашних школьников, вроде меня, всего двое. Остальные – взрослые и опытные люди, с которыми тебе не менее приятно дружить и проводить время.

Что касается досуга,то тут у тебя безграничные возможности, перечислю лишь те, которыми я лично воспользовался: поэтический вечер в комнате иностранцев в общежитии, театр жанра артхаус, показ и обсуждение классических фильмов, Маяковские чтения, песни под гитару на крыльце общежития, участие в съёмках учебного фильма, участие в съёмках настоящего фильма (в качестве массовки), посещение музеев, галерей, театров, фестивалей, футбол, шахматы, прогулки по ночной Москве, творческие вечера в гостях у московских студентов.

В общежитии ВГИКа живут совершенно разные люди из разных городов из стран. Моими наиболее близкими приятелями стали Филипп из республики Хакасия, Александра — из Сербии, Кристина — из Луганска, Маша — из Нижнего Новгорода. А моей сосед по комнате – тридцатичетырёхлетний художник с Владивостока, очень талантливый и общительный.Самостоятельная жизнь нисколько не пугает. Часто вспоминаю Лежнево – приют вдохновения, где стоит просто выйти на улицу и вот ты уже свидетель какой-нибудь истории. Но и в Москве подобного не меньше, а может даже больше.

— С кем из известных личностей уже довелось встретиться?

— Из известных людей, с коими мне уже довелось встретиться во ВГИКе: заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Госпремии России Юрий Николаевич Арабов, народный артист РСФСР, заслуженный деятель искусств РСФСР Владимир Валентинович Меньшов, народный артист РСФСР Никита Сергеевич Михалков, народный артист РФ Сергей Витальевич Безруков.

— Дима, мы желаем тебе успехов на твоем учебном и творческом пути. Новых тебе интересных встреч, впечатлений и достижений!

Беседу вед М. БОЛОБОНОВ

На снимках: Д. Лесков – студент ВГИКа; равнение – на гениев!