ВО ВСЕ СТОРОНЫ ОТ ХОЗНИКОВА

Старинная дорога из Шуи в Лежнево (а далее на Суздаль, Владимир, Москву) сейчас проходит лесами по малолюдной местности. Редкие деревни расположены, как ни странно, не вдоль дорог, а вдоль рек Уводи и Шепелевки в окружении лесов. Возможно, они возникли задолго до появления сухопутных дорог, когда жизнь и благополучие жителей зависели от рек.

Многие деревни исчезли после средневековых татарских и польских разорений, часть была ликвидирована уже в советское время. Практически единственный населённый пункт на тридцатикилометровом участке — село Хозниково, расположенное посредине между поселком Лежнево и Шуей.

В селе Хозниково сохранилась заброшенная церковь Святителя и Чудотворца Николая (построена в 1789 г. на средства помещика Мельгунова и прихожан; в 1859 г. пристроен тёплый придел Богоматери «Всех Скорбящих Радость»). Это древнее село стоит на старинном тракте, проходящем из Владимира среди Ополья в Суздаль, Лежнево, Шую и Кинешму, где сходились торговые пути, связывающие Оку и Клязьму с Волгой.

К сожалению, старожилы не помнят и не могут объяснить секрет названия села. Возможно, Хозниково — это «козни» лесных разбойников, «непашенных» жителей из дремучего Рамешка («раменье» — край леса). Они грабили обозы богатых купцов, чьи тела, по преданию, покоятся на дне заросшего озера, что справа от Большой дороги. Не зря в то время среди народа ходило поверье: если хозниковские леса благополучно проедешь, значит, довезёшь свой товар на Суздальскую ярмарку. За Рамешком — деревня Высилиха («выселок» — поселение, все жители которого — выходцы из других мест). В 17-м веке староверы — противники реформ патриарха Никона — ушли из Хозникова на выселки и основали свою деревню недалеко от Красной горы.

Почему та гора Красная? В 1238 году во время битвы с татаро-монголами здесь, на берегу Уводи, гора от крови погибших воинов стала красной. Поход хана Батыя в эти земли закончился штурмом Владимира и взятием Суздаля. Страшному погрому и разорению подверглись сёла, погосты и монастыри на пути ордынского войска. Захватчики не тронули, по преданию, только Ризоположенский монастырь.

Бедственным для нашего края был и 1382 год — нашествие хана Тохтамыша. Население захваченных княжеств, в том числе и Владимиро-Суздальского, должно было платить дань и содержать многочисленных ханских послов со свитами. Поэтому возникали особые селения, жители которых занимались обслуживанием татар. Соседнее с Высилихой — село Житково, получившее своё название от слова «жито» — хлеб. Ведь издавна возделывались плодородные земли возле реки Уводи. Богатело это село и за счёт мельницы на берегу реки Востры, куда окрестные жители возили молоть хлеб.

Недалеко от Хозникова большое село Лежнево — от слова «лежа», отдых. И действительно, здесь в Назарьевском мужском монастыре останавливались переночевать и отдохнуть купцы, странники и богомольники. Ведь отсюда до Суздаля один дневной переход.

К северо-востоку от Хозникова, за речкой Шепелёвкой, в лесах с пушным зверем и рыбным озером, было ещё одно село – Дроздово. Там водилось очень много певчих дроздов, поэтому село и получило такое название. Здесь, в Дроздово, в 1847 году в семье священника Владимира Васильевича Цветаева родился будущий просветитель, учёный и искусствовед Иван Цветаев. В 1853 году отца Владимира перевели в заброшенный Талицкий приход, где он прослужил 31 год в храме Николая Угодника. Три поколения Цветаевых прожили в этих краях 75 лет.

Слева от Хозниковской дороги, за заречными землями и лугами, сохранились старые липы в Гумнищах и следы от барской усадьбы Бальмонтов. Там в 1867 году родился поэт-символист Серебряного века Константин Бальмонт. Видя бескрайние просторы, заливные луга и перелески, невольно вспоминаешь его стихи:

Луг, болото, поле, поле,

Над рекою — ивы.

Сладко дышится на воле!

Все цветы красивы.

(«Глушь», 1899)

В 15-17 веках часть ивановской земли принадлежала князьям и боярам Шуйским. Одним из их поместий была Шуя, что значит «левая». Ведь город лежит на левом берегу судоходной реки Тезы, на торговом пути из Нижнего Новгорода в Москву и Петербург. В трёх километрах от Шуи, в Мельничном, разводили соколов для охоты. Как гласит предание, здесь бывал и Пётр I, а в окрестных лесах любила охотиться его дочь, царевна Елизавета.

Хозниковский приход в конце 19 века объединял около 2000 человек, живущих в окрестных деревнях. К хозниковской церкви относилась каменная часовня (построенная в 1887 г. крестьянином М. Сорокиным) и церковь Иоанна Предтечи при каменной богадельне (построена в 1869 г. купцами Шорыгинами). Церковь при богадельне и часовня, к сожалению, были уничтожены.

С Хозниковым связаны страницы биографии княгини Софьи Григорьевны Волконской, супруги министра императорского двора генерал-фельдмаршала Петра Михайловича Волконского, сестры опального декабриста Сергея Григорьевича Волконского, сосланного в Сибирь. Княгиня Волконская владела значительными имениями в Суздальском, Шуйском и Ковровском уездах (в том числе Хозниковым и Воскресенским). Она провела в Хозникове зиму 1854-1855 годов и весну 1855-го.

С села Хозникова началась история одной из успешнейших промышленных династий края — фабрикантов Шорыгиных. Биография Шорыгиных типична для местных промышленников. Трудолюбивые выходцы из крепостных крестьян-старообрядцев княгини Волконской начали собственное дело с пары изб с примитивными станками. Затем, по мере роста капитала, производство развивалось, вчерашние крестьяне переходили в купечество, дело становилось семейным с привлечением братьев, жён, детей, создавались товарищества, объединённые мануфактуры, строились новые фабрики, благоустраивались фабричные сёла.

Династия Шорыгиных внесла существенный вклад в развитие текстильного производства в крае. От первой избы-светёлки в Хозникове усилиями нескольких поколений Шорыгиных возникло пять крупных текстильных предприятий — подмосковная Старогоркинская мануфактура, Горкинская мануфактура в Новых Горках (ООО «Новогоркинская мануфактура»), товарищество Шуйской мануфактуры (сейчас Шуйская объединённая прядильно-ткацкая и ситценабивная фабрики), фабрика наследников И. А. Треумова в городе Коврове, фабрики товарищества А. Т. Шорыгина при селе Новинки (Савинский район, ООО «Архиповский текстиль»). Важно, что кроме получения чистых дивидендов от производства, Шорыгины оставляли и иные следы в истории края — они занимались благотворительностью, развивали производство (в том числе используя недешёвые новейшие технологии и оборудование), строили дороги (в том числе и железные). Ценной чертой династии Шорыгиных было постоянное стремление к собственному образованию и обучение фамильному делу детей.

Хозниководо революции было селом Ковровского уезда Владимирской губернии, а сейчас – это село в Лежневском районе.

На снимках: церковь Николая Чудотворца; Хозниково – бывшая школа.