КАК ОБМАНЫВАЮТ ДОВЕРЧИВЫХ ГРАЖДАН

Отсутствие внимательности, элементарной грамотности и соблюдения правил безопасности в вопросах использования электронных средств платежа законопослушными гражданами ежедневно «кормит» мошенников на сотни миллионов рублей по всей стране.

С тех пор как значительная часть финансовых услуг и расчетов ушла в цифровой вариант, чтобы обокрасть человека, не обязательно залезать к нему в карман. Миллионные хищения можно совершить дистанционно, имея под рукой только телефон и сценарий «развода» доверчивого гражданина.

В Ивановской области практически каждый день фиксируются случаи телефонных обманов, когда люди под различными предлогами сообщают данные своих банковских карт, а особо внушаемые и доверчивые граждане в режиме реального времени по телефону передают лже-сотрудникам службы безопасности банка цифры, приходящие им в СМС от реального банка, до тех пор, пока их карта не обнулится. Вот несколько примеров преступлений, совершенных за последний месяц на территории Ивановской области.

Поверил сообщению в соцсети и лишился сбережений

В дежурную часть с заявлением обратился 59-летний местный житель и сообщил о хищении со счета банковской карты 15 тысяч рублей.

Полицейским заявитель рассказал, что во время общения в одной из социальных сетей он получил сообщение от давней знакомой, которая в переписке с заявителем сообщила о гибели её матери. Женщина попросила о финансовой поддержке в организации похорон. Для этого было необходимо перевести денежные средства в размере 15000 рублей на номер банковской карты, который женщина также прислала в чате. Выбранный злоумышленниками способ обмана притупил бдительность гражданина, и потерпевший, полагая, что действительно общается со своей давней знакомой, через мобильное приложение банка перевел необходимую сумму. После этого мужчина перезвонил женщине, которая писала ему в социальной сети, и выяснил, что её аккаунт был взломан, а сообщение о смерти – выдумка.

Дистанционные покупки закончились финансовыми потерями

В дежурную часть поступило заявление 28-летнего ивановца. Мужчина сообщил, что через Интернет-магазин осуществил заказ пары зимней обуви черного цвета 43 размера, но продавец обманул его, прислав товар ненадлежащего качества. Выяснилось, что в оплаченной наложенным платежом посылке – летние полуботинки белого цвета 41 размера. Ущерб составил 7500 рублей.

Учащаяся одного из техникумов областного центра тоже стала жертвой дистанционных мошенников. Девушка на одной из торговых Интернет-площадок заинтересовалась объявлением о продаже щенка породы йоркширский терьер. Продавец попросил гарантию – залог в сумме 5000 рублей. Ивановка деньги перевела, но сделка купли-продажи так и не состоялась. Потерпевшая пришла за помощью в полицию. О подобных онлайн-мошенничествах она знала, но всё же попалась на уловки афериста.

Видеокарту для компьютера хотел приобрести 34-летний житель Ивановского района. Мужчина связался с администратором сайта и произвел оплату в сумме 45460 рублей, но товара так и не дождался. Связь с продавцом оборвалась, и потерпевший также был вынужден обратиться в полицию.

Мошенничество в отношении таксиста

С заявлением о мошенничестве обратился 40-летний мужчина. Выяснилось, что потерпевший иногда подрабатывает частным извозом. Сообщения с предложениями заказов ему приходят на телефон в соответствующем приложении.

Накануне происшествия он принял выгодный заказ и прибыл по указанному адресу. Но клиент, который планировал добраться от Иванова до Палеха, опаздывал. Оператор службы такси соединил водителя с клиентом, но последний пожаловался на плохую связь и попросил личный номер таксиста.

Незнакомец перезвонил, извинился за опоздание и предложил сразу дистанционно оплатить поездку. Ивановец согласился и продиктовал номер банковской карты и код, пришедший в сообщении. Затем заказчик пояснил, что деньги заявителя в сумме 36000 рублей попали нечаянно ему на карту и, попросив оставаться на связи, поинтересовался номером телефона супруги потерпевшего.

Убедив семейную пару, что он – честный человек и готов вернуть их деньги, мошенник получил доступ к личному банковскому онлайн-кабинету заявителя. Кроме того, он уговорил водителя проехать к ближайшему банкомату, где под руководством незнакомца тот перевел свои же деньги на чужой счет.

Геймер стал жертвой мошенников

Двадцатилетний студент одного из технических вузов в социальной сети согласился на предложение приобрести снаряжение для своего героя популярной компьютерной игры. Неизвестный продал виртуальный товар онлайн-геймеру за 5715 рублей. Но поучаствовать в режиме реального времени в фантастических сражениях в новой экипировке и с мощным оружием заявителю не пришлось, он стал жертвой онлайн-афериста.

Повелись на бонусы

В дежурную часть поступило сообщение от 63-летней жительницы. Гражданка рассказала о том, что накануне ей поступил звонок от неизвестной, которая представилась сотрудницей одного из магазинов бытовой техники. Звонившая уверила наивную женщину, что за недавнюю покупку стиральной машины ей положены бонусы, которые якобы можно вывести на банковскую карту. Для этого лже-сотрудница попросила потерпевшую сообщить коды из СМС-сообщений, приходящие ей на телефон. Пенсионерка послушалась советов аферистки, но впоследствии обнаружила, что никаких средств ей на карту не поступило, а напротив – с её банковского счёта было списано около 30000 рублей. После этого женщина вспомнила, что слышала от сотрудников полиции о подобных видах мошенничества и решила прибегнуть к помощи правоохранителей.

Жертвой похожего обмана стала 74-летняя жительница областного центра. По словам потерпевшей, с ней связалась неизвестная, которая представилась сотрудницей банка. Мошенница убедила женщину в том, что ей якобы положены некие бонусы, которые возможно перевести на карту. Доверчивая пенсионерка поверила лже-сотруднице и сообщила ей не только реквизиты своей карты, но и коды, поступающие по СМС. Вскоре потерпевшая обнаружила, что с её счёта пропали 3800 рублей.

Уважаемые граждане, призываем вас не терять бдительности! Помните:

– лучший способ защититься от мошенничества – не вступать в диалог с незнакомцами;

– чтобы проверить сохранность ваших сбережений и любую информацию по счету, обратитесь в банк лично либо по номеру, указанному на официальном сайте финансово-кредитного учреждения или же на обратной стороне вашей банковской карты;

– никому не сообщайте свои персональные данные, пин-код карты, трехзначный код безопасности (напечатанные на обратной стороне карты) и коды, поступающие в СМС-сообщениях.

В. ФЛЯУМ,

начальник уголовного розыска ОП № 7 (п. г. т. Лежнево), майор полиции