ОБЗОР АКТУАЛЬНЫХ ТЕМ

Какие изменения в законодательстве произошли в последнее время и как они повлияли на права и обязанности собственников земли? Об этом рассказывает заместитель руководителя Управления Росреестра по Ивановской области Наталья Викторовна ВЕДЕРНИКОВА.

РАСШИРЕНИЕ ДАЧНОЙ АМНИСТИИ

– В целом все перемены направлены на защиту и расширение прав собственников земельных участков. Например, получила развитие многократно продлеваемая дачная амнистия.

За время действия (с 2006 года) упрощённого порядка регистрации граждане узаконили права более чем на 13 миллионов дач, земельных участков, жилых и садовых домов, бань и гаражей.

На последнем этапе принципиально и значительно расширен список амнистируемых земель.

Раньше в него не входили объекты недвижимости, расположенные на земельных участках под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) и ведение личного подсобного хозяйства (ЛПХ).

Кроме того, с 1 января 2019 года согласно закону № 217-ФЗ «О садоводстве и огородничестве» участки с разрешённым использованием «под дачное строительство» перешли в разряд «садовых» и дома на них тоже можно зарегистрировать в упрощённом порядке.

СНЯТЬ С УЧЁТА СТАЛО ПРОЩЕ

Однако для собственника зачастую важно не только зарегистрировать, но и снять с учёта объект недвижимости, чтобы реализовать свои права на землю.

Ранее собственник не мог воспользоваться полным правом на землю (например, строить новые объекты), если у гражданина либо юридического лица на земельном участке числятся в едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) не существующие объекты капитального строительства (снесены, сгорели и так далее)

Необходимо было заказывать у кадастрового инженера акт обследования земельного участка, да и требование закона о том, что с заявлением в Росреестр о снятии кадастрового учёта мог обратиться только числящийся на учёте в ЕГРН собственник объекта капитального строительства серьёзно усложняло ситуацию.

И если такой собственник (физическое лицо) уже умер, либо ликвидирован (если это юридическое лицо), либо сведения о нём отсутствуют, оставался единственный путь — обращаться в суд. А это трата времени и денег (услуги адвоката, оплата пошлины).

С 13.07.2020 вступили в силу нормы закона, упростившие процедуру снятия с учёта объекта недвижимости.

Теперь снять с кадастрового учёта прекратившие существование объекты капитального строительства вправе реальный собственник земельного участка, на котором они были расположены, если прежний собственник таких объектов недвижимости ликвидирован (в отношении юридического лица) или его правоспособность прекращена в связи со смертью.

Если же ликвидирован и собственник здания, и собственник земельного участка, то такие заявления вправе подать орган государственной власти или орган местного самоуправления.

ПЛЮСЫ ДЛЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЕЙ РАНЕЕ УЧТЁННЫХ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ

Действует в интересах граждан и вступивший в силу 29 июня 2021 года порядок выявления правообладателей ранее учтённых объектов недвижимости.

Напомним, что ранее учтёнными объектами недвижимости считаются в том числе те, права на которые возникли до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации. Причиной отсутствия в ЕГРН актуальных сведений о правообладателях объектов недвижимости является отсутствие в правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документах сведений о правообладателях в объёме, позволяющем однозначно определить владельца объекта (например, реквизиты документа, удостоверяющего личность), а также отсутствие волеизъявления правообладателя такого объекта на регистрацию прав на него.

Закон не требует никаких действий со стороны правообладателей ранее учтённых объектов недвижимости – этим займутся органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Закон обеспечил возможность снять с кадастрового учета прекратившие существование здания и сооружения на основании подготовленного уполномоченным органом акта осмотра такого объекта без привлечения кадастрового инженера.

В итоге закон обеспечит защиту прав и имущественных интересов граждан — убережёт от мошеннических действий с их имуществом.

Правообладатель ранее учтённого объекта по желанию может сам обратиться в Росреестр с заявлением о государственной регистрации ранее возникшего права. В этом случае ему нужно прийти в МФЦ с паспортом и правоустанавливающим документом, а также написать соответствующее заявление. Госпошлина за государственную регистрацию права гражданина, возникшего до 31.01.1998 права на объект недвижимости, не взимается.

При этом, что важно, государственная регистрация ранее возникших прав не является обязательной и осуществляется по желанию их обладателей. Поэтому реализация закона не повлечёт за собой никаких санкций (штрафов) в отношении правообладателей ранее учтённых объектов недвижимости.