ДОШКОЛЬНИК И ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Наш детский сад «Улыбка» с октября 2019 года является стажировочной площадкой по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.

За основу работы мы взяли примерную парциальную образовательную программу дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности», разработанную Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с Банком России. Цель программы: помочь детям войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности.

Задача педагогов не только расширять экономический кругозор дошкольника, но и дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. Помочь дошкольнику осознать, что достичь экономических благ можно лишь упорным трудом, причем труд следует понимать не только как средство достижения этих самих благ, но и как созидание, как творческий процесс, приносящий радость и удовлетворение.

Вся работа с детьми по формированию финансовой грамотности проводится по разработанной блочной системе и осуществляется поэтапно: «Труд и продукт труда», «Деньги и цена (стоимость)»,«Реклама», «Полезные экономические навыки и привычки в быту».

На первоначальном этапе педагоги творчески подошли к созданию центров финансовой грамотности в группах, наполнили их дидактическими играми, художественной литературой, игровыми маркерами «Банкомат», «Супермаркет».

Первый блок «Труд и продукт труда» всегда присутствовал в нашей работе. Дети знакомятся с различными профессиями, с удовольствием играют в сюжетно-ролевые игры. В настоящее время работа по этому разделу стала более насыщенная. Например, в играх «Магазин», «Супермаркет», «Рынок» дошкольники применяют на практике особенности той или иной торговой точки. Покупки совершаются более продуманно, осмысленно, ведь за них нужно заплатить определенную цену. В играх пользуются экономические понятия: цена, товар, стоимость, клиент, мастер и другие. Уважение к труду, продуктам труда закрепляется через такие дидактические игры, как«Кому что нужно для работы», «Все профессии нужны, все профессии важны», «Кто чем занимается».

Во втором блоке«Деньги и цена» дети получают знания о том, откуда берутся деньги, для чего они необходимы, о том, что каждая страна имеет свою валюту. Мы использовали для этого опытно-экспериментальную деятельность, ввели новую сюжетно-ролевую игру «Банк», где дети знакомились с профессиями управляющего, кассира, охранника, сами учились проводить те или иные банковские операции, связанные с деньгами. Игры домино «Российские деньги», «Определи заданную сумму», «Деньги в кошельке», «Купи другу подарок» помогают дошкольникам лучше понять данный раздел программы.

Третий блок –«Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности». Это новый вид деятельности педагогов с ребятами, ведь основная задача раздела – воспитание взвешенного, осознанного отношения детей к рекламе. Через интерактивные игры, создание проблемных ситуаций дети узнают, что такое реклама, какие виды рекламы существуют, учатся отличать реальные потребности от навязанных, видеть рекламу в повседневной жизни, создавать ее сами.Игры, которые педагоги предлагают детям:  «Что быстрее купят», «Сезон продаж», «Реклама игрушек», «Реклама в сказках», «Прорекламируй товар».

Содержание четвертого блока «Полезные экономические навыки  и привычки в быту» реализуется через все предыдущие разделы, а также в ситуациях повседневной жизни.В совместной деятельности с детьми педагоги создают предпосылки для формирования привычек, таких как не жадничать, экономить, уметь пользоваться общими вещами, игрушками, беречь вещи, не выбрасывать еду и другие.Полезные экономические навыки, привычки закрепляются через такие игры, как «Хочу, надо», «Бережное отношение к вещам», «Хорошие и плохие привычки».

Вся деятельность по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в следующем сочетании: педагог-воспитанник — родители.

Родители нашего дошкольного учреждения не наблюдатели, а активные участники образовательного процесса.Они принимали участие в наполнении центров финансовой грамотности: изготовили совместно с педагогами и детьми коллекции денег, копилки,оформили альбомы по профессиям, создали альбом с фотосочинениями «Кем быть. Моя мечта», связали игровых персонажей Рублика и Копейку. Родители с детьми посетили Сбербанк, потом ребята делились впечатлениями со сверстниками.

Впереди предстоит большая работа по этому направлению, но уже сейчас наши ребята знают и применяют некоторые экономические понятия, знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья; стараются бережно, экономно использовать материалы для игр и занятий, проявляют интерес к экономической деятельности взрослых.

Воспитание финансовой грамотности дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов. Но имея определенный запас знаний и умений, детям будет проще адаптироваться в современном мире.

И. АНУФРИЕВА,

старший воспитатель МКДОУ д/с общеразвивающего вида № 2 «Улыбка»

На снимке: в детском банке.