У каждого человека есть на земле маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился, где прошло его детство. Для Анатолия Владимировича Исаева таким местом является село Новые Горки. Именно поэтому краевед-любитель последние пару лет активно ведет сбор информации об этом населенном пункте, в результате чего минувшим летом в свет вышла книга «История села Новые Горки».
– Моя малая родина – село Новые Горки с Селецким озером и Бердниковским лесом, Павловской горой и пионерским лагерем, соседними деревнями и речушками, школой и стадионом, друзьями и знакомыми, – с таких слов начинает свою книгу Анатолий Владимирович. – Как человек, любящий родной край, я интересуюсь своими корнями, историей села и хочу знать о нем всё больше и больше.Каким был наш край в прошлом? Что происходило здесь в древности?
На всех исторических, административных и других популярных сайтах в сети Интернет об истории села Новые Горки говорится следующее. Первое упоминание о сельце Горки относится к 1859 году. Тогда в сельце располагалось всего семь дворов с количеством жителей 48 человек, из них 22 мужчины и 26 женщин. В этих домах жили крестьяне, занимавшиеся земледелием. В 1870 году купец Полиевкт Тихонович Шорыгин вместе со своими детьми и компаньонами пустил механическую миткалевоткацкую фабрику на 160 ткацких станков. Рядом с Горками находилось сельцо Корнево. Впоследствии оба сельца слились воедино, получив название Новые Горки.
– Информация это весьма скудна, и неудивительно, что многие местные жители не знают прошлого своего родного села, – рассуждает краевед. – За последние несколько лет мною было переработано огромное количество архивных документов из Интернета и госархивов, по крупицам собран редкостный и ценный материал об истории села. И вот что я обнаружил: наше село принадлежит к числу древнейших селений здешнего края. История нашей местности уходит своими корнями в далекое прошлое и неразрывно связана с историей Владимиро-Суздальского княжества и именами великих князей Суздальских.
Это и побудило А. В. Исаева взяться за составление книги. Сначала краевед хотел просто изложить все имеющиеся у него интересные и важные сведения – получался бессмысленный набор фактов и цифр. Чтобы показать неразрывную связь прошлого села с историей страны, он стал вплетать краеведческий материал в историю России, кратко описывая тот или иной исторический период.
– Анализируя факты, я попытался объяснить прошлое со своей точки зрения, правдиво и беспристрастно, – говорит Анатолий Владимирович. – Это моя точка зрения, и я ее никому не навязываю. Я ее просто излагаю, а читатели пусть сами делают для себя соответствующие выводы.
Познакомиться с этой книгой или стать ее обладателем можно в библиотеке Лежневского городского поселения или у самого автора, а вниманию читателей газеты мы предлагаем лишь ее небольшие фрагменты.
ЕДИНЫЙ ГЛУХОЙ КРАЙ
Долгие века территорию северо-востока Руси, на которой в наше время располагается Лежневский район и село Новые Горки, можно было охарактеризовать как единый глухой край.
Были причины, по которым эти, казалось бы, глухие места облюбовали славяне. Прежде всего, благодаря весьма удачному расположению. Земли северо-восточной Руси были свободны от иноземных завоевателей и были относительно безопасными от набегов кочевых племен. Было множество непроходимых лесов, крупных рек и топких болот, служивших естественной защитой. Население могло добывать все необходимое для нормальной жизни.
Большое влияние на экономическое развитие региона сыграло переселение людей с юга, бежавших в леса от половецких набегов. Они не просто переселялись, но и несли с собой элементы культуры. Многие из них были ремесленниками, в результате чего ремесло здесь стало развиваться очень быстро.
Все это содействовало строительству новых городов и привело к образованию Ростово-Суздальской земли, с центром в Ростове. В X веке наш край входил в состав древнерусского государства – Киевская Русь.
Киевские князья обложили данью местных обитателей, но за это гарантировали безопасность. Князья в подчиненных областях сажали своих наместников, которыми были либо их наемные дружинники, либо родственники. Местные жители обязаны были содержать наместников. Эти наместники имели свои дружины, особые вооруженные отряды, и действовали довольно независимо.
С приходом князей пришла и христианизация жителей, бывших до этого язычниками. Новая вера более всего подходила для власть имущих. Крещение Руси, согласно официальной истории, проводилось «огнем и мечом» – коренные жители очень противились навязыванию новой иноземной религии. В ходе христианизации славян было уничтожено около 80 % населения! То есть реформаторы вынуждены были вырезать всю сознательную взрослую часть граждан и оставить в живых только «отроков, не помнящих своих отцов и дедов».
В ходе внедрения христианской религии были уничтожены древние святыни славян: сожжены храмы, памятники культуры, языческие идолы и капища. После крещения Руси был фактически уничтожен целый пласт истории языческой Руси. Чтобы оправдать зверства киевских князей, появился миф о дикой Руси, которой запад принес свои знания и культуру.
В селе Новые Горки сохранилось народное предание о крупном камне на горе близ деревни Старый Карачун, на котором в древности проводились языческие обряды с жертвоприношениями. Это свидетельствует о том, что первые поселенцы – язычники — появились здесь еще до христианизации Руси.
Существует легенда об очень богатом селе Никольское с деревянной церковью, которое существовало уже в 1111 году, на месте, где в недавнем прошлом находилась деревня Карпиково. От этого места, ближе к реке Уводь находится поле «сеча» – согласно легенде при нашествии монголо-татар тут погибла наша дружина, защищая свой родной край. Село было разграблено, жители убиты, церковь сожжена. На месте церкви образовался святой ключик, из которого причащались люди.
На данный момент нет никаких исторических документов, которые бы объективно доказывали, что в наших краях до прихода киевских князей и после в X-XIV веках жили люди. Но если предположить, что на месте села Новые Горки уже тогда существовало небольшое поселение, то было бы интересно узнать, кто из князей-феодалов был хозяином этих мест.
Кстати о камне – он лежит в низине Карачунского холма с южной стороны и представляет собой треугольную плиту, ориентированную по линии запад-восток, и выступает над поверхностью земли примерно на полметра. В центре камня находится искусственное чашеобразное углубление и ныне почти не читающиеся символические изображения: ровный круг и две змеи, подползающие к кругу.
В настоящее время камень является объектом научных исследований. Сюда наведываются научные экспедиции. Проверка биолокации показала, что камень не утратил своей силы и по сей день. Рамки биолокации возле камня ведут себя неадекватно – очень сильное вращение! Нахождение возле камня более 20-30 минут может привести к ухудшению самочувствия человека (головным болям, головокружению, тошноте).
ПЕРВОЕ УПОМИНАНИЕ О ДЕРЕВНЕ ГОРКА
В архивах суздальского Спасо-Евфимиего монастыря сохранились исторические документы «Акты феодального землевладения хозяйства XIV-XVI веков». Три из них имеют непосредственное отношение к истории села Новые Горки.
Одним из таких актов является «Духовная грамота Ивана Перепечи-Посульщикова», где впервые упоминается деревня Горка, да и многие другие селения, известные новогоркинцам. К сожалению, этот документ не имеет конкретной даты своего происхождения и относится специалистами-историками к 1480-м годам, и по нему невозможно установить точную дату первого документального упоминания села. Но, главное, что мы узнаем из этого документа, это то, что уже в XV веке на месте нынешнего села Новые Горки, на левом берегу полноводной реки Уводь, существовало небольшое сельское поселение – деревня Горка, принадлежащая потомкам суздальских князей.
Первые поселенцы выбрали удачную территорию для проживания. Деревня расположилась в сухом возвышенном месте, на склоне небольшой горы, поэтому неудивительно, что она получила такое название.
В представленных документах деревня Горка, как и многие другие соседские селения, упоминается как пустошь. В условиях постоянной беззащитности не только от войн, но и от всякого рода стихийных бедствий деревни нередко разорялись, их население погибало или бежало, бросая родные места, спасаясь от врагов или от невзгод: деревня превращалась в пустошь, которая продолжала еще жить как высоко ценимое земледельцами угодье – прежде всего как хорошо разработанная пахотная земля, как земельная площадь, еще не столь давно подвергавшаяся регулярной обработке под пахоту или огород, манившая сюда новопоселенца-земледельца с сохой.
Дошедшие до нас документы XV-XVI веков, рассказывающие о причинах запустения деревень, говорят о феодальных войнах, какими особенно богаты были XIV-XV века, о нападениях внешних врагов. Есть и конкретные указания: «те деревни запустели от ратных людей и от разбоев», или «опустели от татар да от потугов не по силе, люди из них разошлись по иным местам». Именно эти внешние обстоятельства являлись подлинными причинами появления пустошей и селищ. Что произошло в деревне Горка в конце XV – начале XVI веков остается только догадываться. В результате гибели основной массы древних письменных памятников до нас не дошли многие документы, в которых, вероятно, говорилось о наших родных деревнях намного раньше, нежели в духовной грамоте И. Перепечи-Посульщикова.
Согласно «Купчей грамоты митрополичьего боярина Русина Фёдоровича Фомина на деревни, починки и пустоши в Суздальском уезде, проданные митрополиту Даниилу Юрием Борисовичем Перепечиным, 1526 года», деревня Горка, вместе с другими соседними деревнями, на долгие годы стала собственностью митрополичьего двора.
НАШ КРАЙ В ЭПОХУ РОМАНОВЫХ
После победы русского народа над польско-католическими агрессорами в результате долгих интриг московские бояре организовали «избрание» царем своего представителя — шестнадцатилетнего Михаила Федоровича Романова. По утверждениям очевидцев, именно его отец Федор Никитич Романов (Филарет), получивший в 1619 году патриарший престол и официальный титул «великого государя», реально управлял государством.
Верхушка патриаршего двора при Филарете состояла целиком и полностью из представителей служилых людей государева двора и боярской думы, которые, находясь на службе у патриарха, оставались государевыми слугами. Все они получили от патриарха за службу земли в поместья.
Согласно писцовым книгам Суздальского уезда 1627/28-1629/30 годов, деревня Горка принадлежала сразу двум владельцам – князьям, воеводам Ивану и Дмитрию Михайловичам Барятинским, сыновьям князя и воеводы Михаила Фёдоровича Барятинского и княжны Марии Ивановны урождённой Колычевой. Князья Барятинские принадлежали к династии Рюриковичей и вели свою родословную от князя Александра Андреевича Мезецкого – потомка причисленного к лику русских святых князя Михаила Черниговского.
В 1708 году при правлении Петра I была проведена административная реформа: Россия была поделена на восемь губерний. Наша местность в составе Суздальского уезда вошла в Московскую губернию.
Начало новому административному устройству России положил указ Екатерины II «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи» 1775 года. Российская империя была разделена на 50 губерний с 300-400 тысячами населения в каждой. В 1778 году по указу Екатерины II была образована Владимирская губерния. Она состояла из 13 уездов. Деревня Горка вошла в состав Ковровского уезда. Не успела Владимирская губерния оформиться, как ее по указу от 1 сентября того же 1778 года преобразовали в наместничество, состоявшее из 14 уездов.
Владимирское наместничество существовало в таком виде до воцарения на престол Павла I, при котором произошла ликвидация генерал-губернаторской власти. Владимирское наместничество от 31 декабря 1796 года было вновь преобразовано в губернию, и Владимирская губерния была разделена уже на 10 уездов. Ковровский уезд был упразднен, а город Ковров обращен в посад. Горки снова оказались в Суздальском уезде.
В 1803 году посад Ковров был вновь восстановлен в качестве уездного города. Ковровский уезд состоял из двух станов: первый – местопребывание станового пристава в городе Ковров, второй – село Лежнево. Деревня Горка относилась к Житковской волости Лежневского стана, с волостным центром в сельце Житково. В 1869 году сельцо Горки перешло в Быковскую волость, с центром в селе Быково.
В середине XIX века в наших краях началось массовое строительство ткацких фабрик. Огромный вклад в развитие села внесли купцы-промышленники Шорыгины, основавшие в Горках прядильно-ткацкую фабрику. Об этом читайте в следующем номере газеты.
Н. ФЛЯУМ
На снимке: две части книги «История села Новые Горки» в руках их создателя А. В. Исаева.