Единое универсальное пособие объединит действующие меры поддержки семей с детьми от беременности женщины до исполнения 17 лет ребенку. Оно будет введено с 1 января 2023 года.
Данное пособие совместит ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, пособие по уходу за ребенком гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка до достижения им возраста трех лет, ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) третьего или последующего ребенка до достижения им возраста трех лет, ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно и ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет. Оператором универсального пособия станет Социальный фонд России.
Преимущества универсального пособия (УП): единые правила для выплат от момента ожидания ребенка до его 17-летия; возможность получать поддержку из бюджета на детей до трех лет вне зависимости от очередности его рождения; рост поддержки для беременных женщин, вставших на учет в ранние сроки, – пособие будет назначаться в размере 50, 75 или 100 % регионального прожиточного минимума трудоспособного.
Цель изменений – в соответствии с поручением президента создать целостную бесшовную систему государственной поддержки нуждающихся семей от периода беременности женщины до достижения ребенком 17 лет.
В настоящее время такая система поддержки выстроена для семей с низкими доходами с детьми в возрасте от 3 до 17 лет. Она основана на адресном комплексном подходе к оценке жизненной ситуации семьи: среднедушевой доход семьи ниже одного прожиточного минимума в регионе проживания; семья не располагает избыточным движимым и недвижимым имуществом, превышающем пороговые требования; у семьи нет существенных финансовых накоплений во вкладах, превышающих пороговые требования; трудоспособные члены семьи имеют официальный доход, подтвержденный данными налоговой инспекции, а если они его не имеют, то по объективным причинам (правило «нулевого дохода»); выплата назначается на каждого ребенка и ее размер зависит от дефицита доходов семьи (может составлять 50, 75, 100 % детского прожиточного минимума в регионе проживания); выплата назначается на год и предоставляется на принципах Социального казначейства на основании заявления в электронном виде без предъявления семьей бумажных документов.
Аналогичный адресный комплексный подход применяется и при назначении выплат беременным женщинам (за исключением размера выплаты, который составляет 50 % прожиточного минимума без дифференциации).
В результате объединения подвергнутся изменению условия предоставления выплат на детей в возрасте от 0 до 3 лет. В свое время эти меры поддержки вводились поэтапно в период с 2013 по 2018 год и носили исключительно демографический характер.
Это обусловило их следующие отличия от адресного комплексного подхода. Предельный размер среднедушевого дохода, при котором семья сохраняет право на выплату, в два раза выше – не один, а два прожиточного минимума в регионе проживания. Размер выплаты не зависит от дефицита доходов семьи и во всех случаях составляет 100 % детского прожиточного минимума. Выплата не переведена на принципы Социального казначейства и соответственно требует от семьи большого количества бумажных документов. Выплата не назначается на каждого ребенка и имеет различные финансовые источники предоставления: на первого ребенка (предоставляется во всех регионах) за счет средств федерального бюджета; на второго ребенка только из средств их материнского капитала; на третьих и последующих детей (предоставляется в 78 регионах, причем в части из них четвертые и последующие дети выплату не получают) за счет средств федерального и региональных бюджетов на условиях, устанавливаемых регионами. При назначении выплат не применяется комплексная оценка нуждаемости.
В связи с этим для поддержки детей от 0 до 3 лет предлагается обеспечить их охват универсальным пособием на адресном комплексном подходе, что минимизирует риски бедности в таких семьях. Для семей с детьми до трех лет и с более высокими доходами, объемом движимого, недвижимого имущества, финансовых накоплений, превышающем пороговые значения, сохранить возможность получения ежемесячной выплаты из материнского капитала в размере одного прожиточного минимума на старых условиях (без комплексной оценки нуждаемости, при доходе – менее двух прожиточных минимумов на каждого члена семьи) и распространить такую возможность на всех детей до трех лет независимости от очередности рождений. Для наиболее нуждающихся семей обеспечить возможность получения двойной выплаты по выбору родителей – и из средств бюджета, и из средств материнского капитала.
Для обеспечения плавного перехода от существующих выплат к УП для детей, которые уже получают такие выплаты или еще родятся до конца 2022 года, предусматривается сохранная норма – семьи с первыми и третьими детьми смогут получать выплаты на старых условиях до достижения ребенком возраста трех лет. В течение всего периода такие семьи также получают право перейти на УП.
Подробно о сохранных нормах
- Выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет для неработающих родителей осуществляется в установленном порядке до окончания периода возникновения права. Таким образом, за указанным пособием могут обратиться родители ребенка, родившегося по 31 декабря 2022 года, в любой момент до достижения ребенком двух лет (1,5 года + 6 месяцев).
Семья выбирает, какими правилами воспользоваться – получать выплату по уходу за ребенком до 1,5 лет, сочетая ее, например, с выплатой на первого ребенка или перейти на универсальное пособие и получать одну или две выплаты в зависимости от нуждаемости (одна выплата – только из бюджета или две из бюджета и из средств материнского капитала).
- Выплата пособий на детей в возрасте до 3 лет осуществляется в установленном порядке до окончания периода возникновения права. Таким образом, если ребенок родился по 31 декабря 2022 года, то родитель имеет право обратиться за назначением выплаты в связи с рождением первого или третьего (последующего) ребенка до достижения ребенком возраста трех лет.
Назначение выплат в связи с рождением первого или третьего (последующего) ребенка осуществляется в соответствии с действующим законодательством, то есть должно ежегодно переназначаться с учетом оценки нуждаемости.
Семья может выбрать: пользоваться выплатами по старым правилам или перейти на универсальное пособие.
Гражданам, которым установлена ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого, второго, третьего ребенка или последующих детей, ежемесячная выплата из средств материнского капитала не устанавливается до окончания периодов получения указанных выплат. Это связано прежде всего с одинаковой природой выплат и общим подходом к условиям их назначения.
- Выплата пособий на детей от 3 до 17 лет осуществляется в установленном порядке до окончания срока назначения (12 месяцев). Один из родителей ребенка в возрасте от 3 до 17 лет может подать заявление на УП до окончания срока назначения предыдущего пособия (например, с целью увеличения его размера).
В случае назначения УП выплата пособия на ребенка от 3 до 7 лет включительно или на ребенка от 8 до 17 лет прекращается. УП назначается с месяца обращения, если УП назначено в большем размере, то за первый месяц выплата будет проведена в размере разницы.
Если в назначении УП отказано, то пособие на ребенка от 3 до 7 лет или на ребенка от 8 до 17 выплачивается до окончания периода его назначения.
Заявление на УП подается несколькими способами – в электронном виде с использованием ЕПГУ, через МФЦ или же лично в территориальном отделении Социального фонда.
УП назначается беременным женщинам и семьям с детьми до 17 лет, у которых среднедушевой доход ниже одного прожиточного минимума при условии соблюдения требований комплексной оценки нуждаемости. УП назначается на 12 месяцев на каждого ребенка в семье в возрасте до 17 лет в размере 50, 75, 100 % регионального ПМ для детей в зависимости от дефицита доходов семьи. Для беременных женщин размер выплаты составит 50, 75, 100 % регионального ПМ для трудоспособного населения.
Оценка дохода будет проводиться за период 12 месяцев, предшествующих одному месяцу с месяца подачи заявления. Таким образом, с 1 января 2023 года «слепой период» сокращается с четырех до одного месяца, что позволит более точно оценивать финансовое положение семьи.
М. КУЗНЕЦОВА,
руководитель ТУСЗН по Лежневскому муниципальному району