ПОСВЯТИЛА ЖИЗНЬ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ

Учитель – самая нужная, самая гуманная профессия. Разве это не счастье – отдавать знания детям, учить добру, постоянно совершенствоваться самому, любить и уважать тех, кого учишь? Педагогическое мастерство Татьяны Вильевны Ульяненко, учителя начальных классов Лежневской школы № 10, невозможно оценить разрядами и квалификациями. О таких педагогах говорят «учитель с большой буквы».

В 1970 году Татьяна Вильевна окончила педагогическое училище и долго не могла устроиться на работу в лежневскую школу. Сначала её отправили в Савинский район по распределению в спецшколу-интернат, затем Татьяна Вильевна проработала пять с половиной лет в Телегинской школе, два года в детском саду и год на фабрике секретарём комсомольской организации.

– Я всегда мечтала работать в лежневской школе. Неважно, в 11-ой школе или в 10-й. Конечно же, хотелось в свою родную десятую, – признаётся педагог.

Когда появилась возможность стать учителем в Лежневской школе № 11, Татьяна Вильевна не упустила этот шанс и проработала там следующие четыре года. Потом её пригласили в Лежневскую школу № 10. На тот момент директором была Александра Николаевна Столбунова. Но из 11-ой школы не хотели отпускать такого хорошего учителя. Проводили собрание за собранием, организовывали педсоветы. Она слышала в свой адрес такие слова: «Вы подводите школу, наш коллектив». Поэтому пришлось остаться и проработать там ещё год.

Но мысль о переводе в 10-ую школу не покидала Т. В. Ульяненко. Через год ей снова поступило предложение от А. Н. Столбуновой, и Татьяна Вильевна пообещала,что подаст заявление о переводе в 10-ую школу. Так она и сделала.

– Со скандалом, но я ушла. И с 1987 я работаю в Лежневской школе № 10. Мой педагогический стаж здесь составляет 33 года, – рассказывает учитель.

Учитель – это на всю жизнь? Можно ли считать, что профессия учителя – это призвание Татьяны Вильевны?

– Я всегда любила маленьких детей, на своей улице я была самой старшей. Все за мной бегали, как за няней. Если кому-то в магазин или куда-то надо, за мной бегут, я буду нянчиться, сидеть с этим ребёнком, – говорит Татьяна Вильевна.

После окончания 8 класса Татьяна Вильевна вместе с подругой, с которой они дружат до сих пор, думали, куда идти учиться. Они не хотели уходить из школы, собирались доучиться до 10 класса, но решили узнать, сумеют ли поступить в педучилище или в какой-нибудь другой техникум. Стали выбирать, в какой техникум будут поступать. Химтехникум не нравился, индустриальный тоже не по душе, к техническим заведениям они не хотели иметь никакого отношения. Решили попробовать подать документы в педучилище. Сдали экзамены, прошли конкурсный отбор, поступили. Что же делать? В школу возвращаться? Или идти туда, куда поступили? А дома сказали: «Идите учитесь, раз поступили». Вот и пошли учиться в педагогический и обе стали учителями.

– Очень понравилось на практике на четвёртом курсе, которая проходила в 10-ой школе, – рассказывает Татьяна Вильевна.–Вот здесь уже крылья расправились, мечтала, что буду великим учителем. Домой шли со стопками тетрадей, с рулонами для таблиц.  Готовых таблиц в то время не было, дома всё самостоятельно чертили, писали теорию. Но всё нравилось, так и осталась работать.

После многих лет работы в школе Татьяна Вильевна решила уйти на заслуженный отдых,но, к счастью, ненадолго, потому что без любимого дела никуда.

– Дома встану в 7 утра, сяду, смотрю в окно… никого…три бабушки на лавочке сидят…и это всё моё общество… Так была рада, когда ко мне приехали и позвали снова работать в школе.Это позволяет поддерживать себя в тонусе, – делится учитель.

Татьяна Вильевна вспоминает, что 30 лет проработала и в детском лагере, где она каждый раз молодела душой:

– Смотришь на детей и с ними молодеешь. Лето в лагере проходит, и возвращаешься на работу в школу снова молоденькой.

Для Татьяны Вильевны быть учителем – это в первую очередь сделать из маленьких детей настоящих людей.

– Я как-то услышала лекцию профессора Осипова, что образование произошло от слова образ. Не дать знания, а воспитать образ человека. Раньше на первом месте было воспитать ребёнка, а только потом дать знания. Я для себя это усвоила. Всех обучить на «4» и «5» невозможно. Пусть ребёнок не будет выдающимся учёным, но если он станет настоящим человеком – это будет для меня большая радость.

Самым главным наставником для Татьяны Вильевны стала учитель математики Галина Васильевна Уварова. Скромная, выдержанная, тактичная, голоса никогда не повышала, объясняла всё так, что понимал даже самый глупый. Все на неё равнялись и уважали.

Конечно же, важно, чтобы маленькие дети любили своего учителя, доверяли ему. Как удаётся Татьяне Вильевне влюбить в себя каждого ученика?

– Чтобы первоклашки мне доверились, им надо показать, что я их люблю, что я их вторая мама. Это очень нужно маленьким детям, – признаётся Татьяна Вильевна.

Для неё самое главное, чтобы ребенок не плакал из-за того, что он не хочет в школу, а самое страшное – что ему не нравится учитель. Поэтому она применяет только ласку и доброту. Важно, чтобы дети с радостью бежали в школу, зная, что Татьяна Вильевна обнимет, посмеётся с ними и не будет ругать за опоздание. Конечно, надо иметь и авторитет в классе, чтобы царила дисциплина.

– В этом случае мне помогает православие, я им притчу рассказываю про ангелочка и бесёночка. Когда стараются, учатся, слушают учителя, то ангелочек радуется. Когда наоборот бесятся, ругаются, не слушаются, то радуется бесёнок, а ангелочек плачет. Дети не хотят обижать ангелочка, поэтому, когда я им напоминаю про него, они сразу становятся спокойными. Вместо того, чтобы ругать детей и бить указкой по столу, я рассказываю детям про ангелочка.

Совет Татьяны Вильевны молодым учителям – посвятить свою жизнь воспитанию нового поколения.Многие годы Татьяна Вильевна ставила оценки своим ученикам. А сегодня мы, благодарные ученики и родители, поставим любимому учителю заслуженную «5» за огромное трудолюбие и любовь к своему делу.

Т. ФЕДОТОВА

На снимке: Т. В. Ульяненко в окружении своих учеников.