РЕЖИССЁР ДОБРА

Елену Никонову знают. И в селе Воскресенском, и в Лежневе. Такой она человек – добрый, энергичный, светлый и лучистый.

Поэтому без предисловий. Просто рассказ о судьбе и воле, мире и войне. И о том, как жить, ощущая себя необходимой.

Елене до всего есть дело

Лена – патриот своего села Воскресенского. Здесь родилась, и нигде в другом месте никогда не хотела поселиться, в городе, например. С детства к ней очень подходят слова песенки: «Мне до всего есть дело». По крайней мере, она была самым активным посетителем всех кружков, какие были в сельском Доме культуры. От танцевального до театрального.

Позже, взрослой, Елена Никонова сама в свободное время какое-то время вела для ребятишек хореографический кружок «Карусель», куда ходила в детстве. Говорит: попросили, когда ушел руководитель. Получалось. Смеется: видно, не зря друзья говорят «Ты – командирка».

Может, поэтому Лена мечтала стать режиссером? Чтобы руководить творчеством? Потому, окончив школу, выбрала для старта училище культуры в Иванове.

А теперь вспомним нулевые годы. Ее папе тогда перспективы дочки в свете экономических реалий не показались. Он посоветовал: получи сначала высшее образование, а потом увидишь, ведь ничто никогда не поздно.

Лена не стала унывать, это не в ее характере. И… поступила в ИвГУ на социолого-психологический факультет.

Через два года папы не стало… Повышенная стипендия Лены и пенсия по потере кормильца – те финансы студенческих лет. Они с мамой и братом справились. А новая специальность ей по-настоящему понравилась. В 2006 году получила диплом и приехала на малую свою родину.

Учиться переживать трудности

Было счастье – свадьба, рождение сына…

А трудностями можно было бы назвать многое на пути молодого специалиста на селе. Поиск работы, например. Лена к этой проблеме относилась оптимистично, согласно своему характеру. В центре занятости ее стаж составил 14 лет. И снова, как посмотреть. Она умеет принимать все, что посылает жизнь. И ей понравилась работа, это как раз по специальности – нужны психологические знания.

Хотя ничто не вечно. Довелось потом работать и в частном бизнесе, и в районной больнице, и сотрудником «Водоканала» (а теперь она здесь начальник отдела кадров). Почти все годы приходилось совмещать работы: рос сын, а она человек ответственный.

Потом за вредительским ковидом, засадившим всех на удаленку, пришла вторая полоса испытаний. Боролась решительно и всегда побеждала. С улыбкой. «Командирка» же.

Началась СВО. Сразу ушел добровольцем ее двоюродный брат Василий, отец троих детей.

Очень переживает Лена. И о нем, и о будущем сына, и вообще о России.

А девятого января 2023 года – не забыть этого дня! – в 35-градусный мороз Елена упала. Очень серьезный перелом в двух местах лодыжки. Больница, тяжелая операция, страшные боли, три месяца ходила со специальными ходунками… Помогали мама и сын. Думаете, ей не хотелось заплакать и опустить руки? Но по привычке работала. Удаленно. Занялась биссероплетением и алмазной мозаикой, научилась писать большие «полотна».

Позвонила Лена: «Привезу тебе материал, сделаешь СДГ?»

СДГ – свеча длительного горения.

Она зовет свою тезку просто Леной. А еще своей учительницей, хотя Елена Владимировна Чеснокова как учитель начальной школы в селе ее не учила. Они познакомились в период, когда Елена Владимировна в школе отвечала за воспитательную работу. Подружились крепко. Похожие они. Обе чрезвычайно энергичные.

Позже и на переписи населения вместе работали – характеры как раз для интервьюерской работы.

Уже несколько месяцев шла спецоперация. Уже воевал сын Елены Владимировны. Они с мужем начали помогать десантникам 98-й дивизии. И уже родился их воскресенский штаб, в котором Елена Владимировна – мотор и мозг. К Чесноковым присоединились люди.

И тогда Лена Никонова прервала грустные размышления о судьбе. И стала делать свечи СДГ. А Елена Владимировна и не сомневалась, что станет – уже с материалами приехала: спички, нитки, салфетки.

Кто когда-нибудь делал эти свечки, понимает, что такое аккуратно накручивать слои ниток на спички. При натяжении нитка режет кожу. Потом все зальют горячим парафином.

– Все ерунда, – сказала себе Лена, – вспомни о ребятах в окопах.

Когда сам страдаешь – легко понять других. За вечер делала до 80 таких свечей. Ввела усовершенствование в процесс – мотала несколькими катушками одновременно.

Потом Лена Чеснокова принесла подруге подарок – палку с шипами для ходьбы. Они живут друг от друга в 10 минутах. Лена решилась пойти в «штаб» своими ногами с палкой (до этого ее возили на машине знакомые и друзья). Вот такой вышел подвиг – она шла полтора часа.

А летом она вместе со всеми начала плести сети.

Где все свои, там СВОих не бросают

Маскировочные сети, розжиг для костра, стельки, сухие супы, балаклавы… В Воскресенском и Лежневе можно никому не рассказывать, что это такое и как делается. Потому, что известность воскресенского центра поддержки СВО давно вышла за границы района. Лежнево, Новые Горки, Агрофенино – там тоже свои центры теперь, и соседи-савинцы с ними взаимодействуют.

Сегодня они работают по заказам воинов, уже давно не только родной дивизии. Зачастую заказы надо делать срочно. Налегают всем миром и отправляют на фронт.

Елена рассказывает, что сейчас костяк их воскресенской группы состоит из 15 человек, а помогающих периодически стало очень много. Каждый день, как на работу, приходят женщины села, и не только те, у которых дети на спецоперации. Тех, кто постарше, больше. Все тут говорят: мы уж до конца, до победы.

Я никогда не думала раньше, что судьба меня сведет с этими людьми. Теперь как родные стали, – сказала Лена.

Из всех дел она не освоила еще только шитье на профессиональной машинке, и плетение паракордового браслета – оно просто не по ее шустрому характеру, и полную технологию сушения супов не опробовала. Хотя все они растят на своих огородах зелень, приносят картошку для двух «специалисток по супам» из Новых Горок. Все остальное – на практике, как только узнают что-то новое, что нужно ребятам там на СВО, берутся делать. На очереди – «сухой душ» вместо стелек, очень жарко ребятам.

Розжиг для костра делают в ячейках из-под яиц. Стельки в берцы шьют из ткани, которую приносят люди – используют драп ненужных вещей, например. Как делать стельки, научил бывший десантник Николай Юрьевич из Иванова. Он же и вырезал для них из железа лекала к каждому размеру.

Белье для ребят – большая необходимость. Вчера за вечер скроили 200 ситцевых трусов – это часть очень большой партии, заказ для полевых госпиталей. Для этого их помощники-предприниматели оборудовали комнату с машинками и двумя специальными столами под крой. С ремонтом комнаты помог глава поселения.

Парни с фронта присылают регулярно фотоотчеты с благодарностью за это белье – стирать некогда, очень нужная помощь. На одном фото –улыбающийся боец в их изделии поверх камуфляжа. Еще шутят: в таких трусах легко распугаем противника.

Маскировочные сети они осваивали летом 2023 года. Взялись, как всегда, смело: глаза боятся, руки делают. И нашлись помощники. Предприниматель Владимир Сбитнев на лесопилке сделал рамы для натяжения основы. В Лежневе глава района выделил помещения, и тут теперь своя группа. Кстати, Андрей Юрьевич Ильичев помог также распечатать на футболках логотип их группы, придуманный сыном их любимого сельского батюшки.

Разве это нужно только тем, у кого родные там?

Что нужно для того, чтобы почувствовать общую боль? Читать на памятных досках знакомые фамилии погибших молодых ребят на фасадах школ? Смотреть страшные новости о дроновых атаках? Да нет. Сердце нужно.

Да, у Лены с первого дня на СВО ее брат. Он уже был дважды ранен и контужен серьезно. А в отпуске приезжал к сестре в Воскресенское. Чтобы поблагодарить и обнять. Зимой на передний край от центра ему и его однополчанам послали печку-буржуйку. Звонил, счастливый, оттуда, а у девчонок тут сердце сжималось – слышны звуки стрельбы…

У нас есть флаг, на котором расписывались ребята, получившие помощь, — рассказывает Лена.

У Елены Евгеньевны растет сын. Ему 15. Конечно, каждая мать не хочет войны…

Про машину

Очень выручает их с Еленой Владимировной то, что у них есть свои машины.

Вовсе не жалеют они транспорт, гоняют. Автомобиль – для людей, а не наоборот. Возят грузы, материалы, своих помощников в Иваново на мастер-классы и мероприятия ивановской группы помощи 98-й дивизии. Куда надо.

Во дворе возле работы Лена Никонова ставит машину, багажник всегда не заперт. Все знают: сюда можно положить все, что надо передать для их группы – вещи, ткани, продукты. Такие братские доверительные отношения.

Чтобы успевать, делай как можно больше всего

Итак, Елена – режиссер добрых дел, командир полка в мирной жизни (хотя считает, себя помощником Елены Владимировны). А еще она перфекционист, ее принцип: не сделал качественно, не смей заканчивать.

Частенько домой она возвращается часам к девяти вечера. Конечно, от СВОих, к ним – сразу после работы. Ясно, что домашние и огородные дела ждут, приходит и справляется тоже, спасибо маме, помощнице большой.

Елена Никонова говорит:

– Это только кажется, что если очень много дел, то не успеешь. Наоборот. Когда надо и стенд памяти сделать к 9 Мая, и организовать письма от детей из садиков и школ для солдат, и так далее — то мобилизуешься. И тогда распределяешь время, силы. И все получается.

Доброта

Ей не хочется думать о скепсисе или безразличии некоторых людей к организации помощи ребятам. Да такое есть. Но это все не важно. Она думает: а может быть, люди просто держат внутри себя эту боль дня, не показывают вида? Ну ведь не может, чтобы не проснулось в нас доставшееся нам от прадедов и прабабушек наше прежнее народное единение! Она верит.

И. МИРНАЯ

На снимке: самое мирное фото с сыном Матвеем.