И ЭТО ВСЁ О КРУГОЗОРЕ…

Детский центр «Кругозор» в Лежневе на улице Октябрьской.

Вот многочисленные положительные отзывы родителей малышей, будущих первоклассников, школьников.

«Отличная подготовка  к школе!»

«Буквально за лето решили логопедическую проблему – теперь ребенок говорит без запинок».

«Тут так интересно – наша дочь учится шить, а какие поделки из пластилина приносит!»

«Сын немного отставал по математике, а здесь ему помогли, внушили уверенность в себе».

Галина Борисовна Семёнова – в кабинете с дошкольницей Соней. Её мама попросила позаниматься с девочкой: хотелось бы развить технику чтения, навыки счёта – первое сентября не за горами!

Перед Софией на столе интересная книга с красивыми картинками различных предметов. Картинки предназначены для развития математических навыков. Соня, считая вслух, записывает прямо в книгу фломастером в клеточках под картинками:

– Шесть бабочек плюс семь стрекоз… Получится… А можно мне на пальцах?

– Можно! – отвечает педагог.

– Один, два… тринадцать!

– Умница, молодец.

Почему разрешили посчитать на пальцах? Кому как удобно – пояснили мне потом: из множества педагогических методик приветствуется любая. Главное, чтобы маленькому человеку было интересно, не стало скучно, и не дай Бог, мучительно, не вызвало бы стресса и отторжения. Поэтому в общении педагога с малышами игровая форма и похвала за успехи очень важны. Половина успеха для ученика – в желании учиться.

Цифру «шесть» в книжке девочка написала в зеркальном виде.

Учительница для ученицы уже стала другом, помогла обрести уверенность в себе, девочке стало легко и всё понятно. Поэтому никаких замечаний от учителя, просто обращает внимание Сони:

– Давай-ка посмотрим, как правильно изображается шестёрка?

На доске другое пособие. Вместе находят нужную цифру. И Соня в книжке многоразового использования стирает неверный знак и пишет правильный. Стирается все легко, страницы книги покрыты специальной пленкой.

Несколько минут тихонечко наблюдаю это занятие из уголка класса. Сколько пособий за это время уже успела применить Галина Борисовна! Уникальная войлочная доска в клеточку, к которой легко прилипают квадратики с красочными буквами, знаками, предметами. На ней решают сто вариантов различных задач. Это методика Воскобовича. Конечно, это ребёнку интереснее, чем просто писать в клеточках тетради.

А это – кубики Зайцева для обучения чтению по слогам. Из них интересно составлять слова. На доске красивый плакат – всё про буквы и слоги. Например, с его помощью Соня отвечает на вопрос Галины Борисовны, где мягкая или твердая согласная. А ещё есть предмет, который малыши здесь осваивают с не меньшим увлечением – окружающий мир.

Много в кабинете всего яркого, красивого, игр, предметов и книг, которые наверняка  вызывают интерес малышей. Это пособия, которые собирала по всей стране 40 лет педагог и воспитатель Г. Б. Семёнова. Считает, что педагогические методики прежних лет очень качественные. Как профессионал Галина Борисовна всё время совершенствуется. Недавно прошла курсы по ментальной арифметике и тренировке памяти, внимания и скорочтения. А также новый курс по логопедии. И продолжает пополнять свой фонд новыми разработками.

Лежневский детский центр «Кругозор» занимает всего два кабинета в здании Ростелекома, работает он уже полтора года. В нем трудятся педагоги Галина Борисовна и Владимир Ксенофонтович Семёновы, по их стопам пошла и старшая внучка.

Они профессионально помогают родителям и детям по образовательным вопросам. Это консультации логопеда; развитие детей 4-6 лет; подготовка к школе; репетиторство для школьников младших классов. А также для старшеклассников – репетиторство по русскому языку, литературе, математике, обществознанию, истории, английскому языку для дошкольников и школьников.

Кроме того, в «Кругозоре» помогают заполнить досуг ребенка занятиями шитьем, рисованием, лепкой, учат игре в шахматы, на гитаре, приемам защиты, правилам поведения.

ПЕДАГОГИКА. КАК ВЫБРАТЬ ПУТЬ

С детства Галине нравилось заниматься с детьми. Нет, это не передавалось от родителей, и не было у них в роду педагогической династии. Но после школы решила поступить именно в педагогический институт. Галина была человеком ответственным, да и мама посоветовала дочери хорошо подумать: не каждому дано работать с детьми. В общем, Галина решила проверить себя на практике.

Выбрала Дом ребенка, где в Иванове содержались детишки от месяца до трех лет. Устроилась нянечкой.

Первое профессиональное потрясение. Какой это был коллектив! Школа педагогики и любви! Работницы, медсестры и нянечки, многие из которых в 1944 году начинали здесь выхаживать блокадных детей. Каждого ребёнка буквально носили на руках как родного. А если случалось отправлять захворавших младенчиков в больницу, главный врач Дома ребенка взвешивал каждого и предупреждал врачей, что они обязаны вернуть малыша в том же весе.

И девушка влилась в коллектив, где круглосуточно дети находились в ауре любви. И это стало планкой для неё в профессии. Более того, когда её любимых подопечных перевели по возрасту в детский дом, она перешла туда на работу. И только проверив себя, Галина поступила в Шуйский педагогический институт по специальности «начальное образование».

ЕДИНОМЫШЛЕННИКИ

Здесь Галина встретила своего будущего мужа. Владимир учился на филологическом факультете.

Любовь и учёба – это их юность, все были целеустремленные, энергичные. В Шуйском институте за 4 года будущие учителя начальных классов получали универсальное образование. Предметные знания: курсы математики, русского языка и литературы с правом преподавания до 8 класса, а кроме того, обязательное музыкальное образование — пианино, хоровое пение. И непременно учились живописи по программам, которые и сегодня используют в художественных школах.

Молодые, талантливые, Галина и Владимир всё время шли по профессии и судьбе вместе, хотя и параллельно. После окончания вуза начали работать в школе. А летом – с детьми в пионерский лагерь. Уже в 25 лет Владимира назначили начальником лагеря. Но и Галина Борисовна позже не раз исполняла должность заместителя лагеря в Крыму.

Семеновы стали родителями троих сыновей, при этом сами росли как профессионалы-педагоги, а в копилку Галины Борисовны пошел и опыт воспитания собственных малышей.

Ей ещё не было и 30, когда её назначили заведующей в ведомственные ясли-сад при железной дороге. Мамы – проводницы, стрелочницы – зачастую работали сутками, оставляя детей на бабушек. Галина Борисовна организовала круглосуточный режим в своём садике санаторного типа, с физиокабинетом, медсестрой, штатным лор-врачом. Она всерьез решала проблему лечения простудных заболеваний у своих маленьких подопечных. Здесь их не выводили из группы, а лечили: после регулярного утреннего обхода врача дети получали назначения на процедуры. Детский садик железнодорожной отрасли пользовался необычайным спросом. Этот опыт изучали не только в области. Однажды к ней обратились известные разработчики экспериментальных педагогических программ, и Галина Борисовна выполнила такую работу, сделала интересный проект для новаторской команды.

Как горько, что в трудные 90-е этот детский садик, успешно работавший на благо детей 10 лет, закрыли…

Но Галина Борисовна – новатор и педагог до мозга костей. После этого она начинает новый проект – детский центр «Маленький принц», который за 10 лет работы тоже успел прославиться творчеством педагогов.

Владимир Ксенофонтович в педагогику шёл своим путём, мужественным. Хотя по натуре он человек лиричный, пишет стихи. Прошёл службу в армии. Первую половину своего, тоже 40-летнего, стажа работал в школе. А вторая сложилась иначе: получил образование юриста, много лет работал в полиции, побывал в «горячих точках», подполковник в отставке. Кроме того, получил музыкальное образование. Владимир Ксенофонтович в школе преподавал обществознание, историю, русский язык, литературу. Сегодня все знания и опыт пригодились еще раз, и снова в педагогике.

ЛЕЖНЕВСКИЕ ДЕТИ РАСШИРЯЮТ КРУГОЗОР

Когда супруги Семеновы переехали из Иванова в Лежневский район, задумались: чем заниматься теперь? И поняли: только тем, что хорошо умеют и знают. Работой с детьми. Конечно, и с собственными внуками хватает воспитательной работы (у них три внучки и два внука). В их семье главное  любовь и понимание. В 2000-е годы к Дню семьи и верности супругам Семёновым вручили президентскую медаль «Единство помыслов и дел». Заслуженно!

Но Галина Борисовна и Владимир Ксенофонтович по-прежнему хотят быть полезными обществу, как учили когда-то в вузе, передавать накопленные знания и опыт.

Кстати, Галина Борисовна считает: чтобы уважать себя как профессионала, педагог должен постоянно познавать новое, расти. Поэтому в Санкт-Петербургском отделении СЗАГС она получила диплом дошкольного образования, постоянно читает литературу по профессии. Ей, например, очень интересен такой предмет, как психология ребенка.

Задумаемся: современные требования к знаниям дошкольников высокие, от каждого родителя необходима дополнительная отдача, домашние занятия с ребенком. А труд этот особенный, нужно учесть индивидуальные особенности маленького человека, их развить. Для этого порой у родителей недостаточно знаний, педагогического такта, терпения и просто времени. И тут возникает опасность, что маленький человек будет воспринимать учебу как непреодолимые трудности, могут возникнуть комплексы.

И вот тогда этот ребёнок – точно ученик Галины Борисовны! Её главная задача, чтобы он понял то, что казалось ему непостижимым в предмете, и испытал счастье победы, вернуть ему желание идти в школу. То же актуально и для школьника, которому в «Кругозоре» тоже помогут. Всё можно поправить, если рядом любовь и опыт педагога.

А на следующем уроке Галина Борисовна и её подопечная шьют, делают красивую игольницу. Она сама с раннего детства научилась шить из всех видов тканей, меха и кожи, теперь девочек заинтересовала этим творчеством.

В это время Владимир Ксенофонтович вёл урок игры на гитаре для другой ученицы и…её маме. Потом – шахматы. Кабинет, в котором он занимается с учениками, это красивый спортивный зал, где Владимир Ксенофонтович дает ребятам уроки самообороны. Здесь же и ученики Галины Борисовны проводят короткие переменки, устраиваемые для передышки, когда нужна смена деятельности. Кувыркаются на ковре на всей площади кабинета, резвятся, как хотят. Не зря в детской песенке поётся: «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!».

А может иначе сказать? Чтобы хорошо учиться, надо без устали расширять кругозор?!

«Кругозор» обязательно поможет.

И. МИРНАЯ

На снимке: когда учиться занимательно.