ГОРДИМСЯ ИМЕНАМИ ПРЕДКОВ

Кем был твой прадед на Руси ? Свою фамилию спроси.

Есть в каждой школе Кузнецов. Кто прадед Кузнецова?

Он был из рода кузнецов, отец отца отцова.

У Гончарова прадед знал гончарный круг и глину.

С пилою Пильщиков дружил, в атаку Воинов ходил,

Стрельцов сражался тоже…

Звучат, как музыка, как стих, фамилии простые.

Вглядись и ты увидишь в них историю России.

Именно с этих слов начался классный час у девятиклассников Чернцкой школы-интерната. Задача педагога была заинтересовать ребят в тайне происхождения их фамилий. Фамилия – это та ниточка, которая связывает нас с нашими корнями, с нашей историей. Слово «фамилия» в переводе с латинского означает семья.

Из века в век, из поколения в поколение в семье любого народа считалось необходимым знать историю своего рода. Богатой считалась не та семья, у которой было много материальных ценностей, а та, которая была духовно богата, где каждый знал, уважал, гордился именем отца, деда, прадеда.

Старшеклассники с большим интересом включились в самостоятельную поисковую деятельность, в результате которой они познакомились с некоторыми версиями тайны их фамилий.

Например, Кирилл Коковкин узнал, что Коковка – это «кока», крёстный отец, мать. Также есть ещё одно значение данного слова – «пирог с кашей и яйцами». Соответственно, прозвище Коковка мог носить крёстный отец, который хорошо пёк пироги. А какой же вкусный был пирог, который прислали из далёких веков предки нашему Кириллу. Это было очень неожиданно и интересно. С этой минуты каждый ученик в классе думал: «А какой же подарок получу я от своих предков?».

А наш рассказ о фамилиях продолжился. Полина Швыркина на экране телевизора увидела людей, которые укладывали на сани стволы высоких спиленных деревьев.У Полины корни идут к трудолюбивым и смекалистым крестьянам. Это надо как было уметь увязать на одни сани столько брёвен высотой с двухэтажный дом. Но при чём же здесь фамилия Швыркина? Оказывается, из леса забирали весь хороший деловой лес, а маленькие обрубки «швырки» откидывали в костёр. Но были очень талантливые крестьяне с золотыми руками. Они использовали эти «швырки» и делали поделки, игрушки, посуду и многое другое. Самых умелых и прозвали Швыркины.А Полина получила в подарок баночку варенья из лесных ягод.

А вот фамилия Ивана Низиенко ведёт своё начало от имени Низий. Такое имя мог получить человек, живущий в низовье, то есть ниже по течению реки. Не исключено, что прозвище Низий было связано с особенностями  внешнего вида предка, и его мог получить человек невысокого роста. Но такое толкование было бы очень простое. Пользуясь ресурсами Интернета, мы открыли для себя ещё одну версию. «Низь» — способ вышивания, в котором узор прокладывается чёрной или красной нитью с изнаночной стороны, а вышивка выполняется остальными цветами с лицевой. Исходя из этого, можно предположить, что основатель рода Низиенко занимался вышиванием. Именно эта версия Ивану понравилась больше всего. Дело в том, что некоторые мальчики в нашей школе очень хорошо умеют шить, вышивать, кроить. Под руководством учителей швейного дела учащиеся осваивают азы очень нужной профессии, которая востребована в Ивановской области. Многие выпускники нашей школы трудятся на швейных предприятиях и зарабатывают себе на жизнь. Иван получил в подарок душистый кусок мыла, чтобы умыться, а полотенце он себе сошьёт сам.

Фамильное имя Страховых было образовано в качестве отчества от личного именования предка Страх. Данное прозвание – оберег. Детей называли Злоба, Плакса, Некрас, Нелюб. Считалось, что нет лучшей защиты для ребёнка от какой-либо беды, чем имя –оберег. Страхом нарекали ребёнка, который выделялся особенной красотой среди своих братьев, а «злые духи» стремились отобрать его красоту. Руслан, внимательно прочитал данное определение своей фамилии и получил в подарок элемент мужской косметики.

Вот так каждый ученик 9 класса узнал на этой встрече самое главное — что нельзя забывать свои корни, свои семьи, в коих кроится то родное, таинственное и индивидуальное для каждого из нас.В этот раз мы слегка коснулись этой темы, чтобы пробудить интерес и подтолкнуть ребят к дальнейшим самостоятельным исследованиям историй своих имён и фамилий.

В. ВАЛЬКОВА,

педагог Чернцкой школы-интерната

На снимке: участники мероприятия старшеклассники школы-интерната.