У каждого населенного пункта, будь это деревенька в несколько домов или крупный город, есть своя история, свои легенды и свои герои. Мы живем в маленьком городке, а точнее в рабочем поселке, который расположился на перепутье семи дорог от Шуи и Костромы, на Ростов Великий, Ярославль, Муром, Суздаль, Владимир и далее.
История Лежнева интересна и увлекательна. Сюда, по преданию, приезжал Петр 1, бывала здесь и его дочь, Елизавета Петровна. В старину Лежнево привлекало путешественников и купцов. Старинное село всегда отличалось обилием храмов. «Видится яко град», — писал о селе Лежневе летописец. А в середине XIX века здесь побывал краевед В.Борисов, который в своей книге «Описание города Шуи и его окрестностей», изданной в 1851 году, посвятил Лежневу несколько страниц. Автор описывает село, его облик, занятия наших земляков в те давние времена.Он пишет: «В настоящее время в селе Лежневе особенное внимание обращают на себя храмы божии…».
Из его книги мы узнаем, что главный Казанский храм основан в начале царствования Екатерины Второй, Знаменская церковь упоминалась в подворной записи еще в 1712 году, а Христорождественский храм построен еще раньше, в 1628 году. Храмовый комплекс постоянно перестраивался, дополнялся новыми строениями. На фото начала ХХ века запечатлен вид на лежневские храмы с левого берега реки Ухтохмы.
В 1823 году в центре села вознеслась к небу неповторимая красавица – колокольня. Построенная в честь победы над Наполеоном, она символизирует силу духа нашего народа. Какими только эпитетами не награждали ее мои земляки: «Грациозная, воздушная, белоснежная, величественная!».
По свидетельству В.Борисова, в середине XIX века главная улица села Лежнево была вымощена каменной мостовой. А по воспоминаниям старожилов, она до революции называлась Большой улицей. Можно предположить, что именно по ней проезжал молодой Петр, путешествуя по России. Видимо, осталось в памяти будущего императора это село ремесленников и купцов, если спустя много лет Лежнево оказалось в перечне городов, которые должны были поставить мастеровых людей для строительства Петербурга. И наш земляк Семен Крюков оставил память о себе в названии одного из каналов г.Петербурга -«Крюков канал».
У церковного комплекса в центре села шумели ярмарки. Вдоль Большой улицы по обе стороны тянулись каменные торговые ряды с деревянными навесами. Сюда съезжались крестьяне из соседних деревень за товаром, нужным в хозяйстве.В.Борисов пишет: «…в древности жители Лежнева славились своею торговлею в Украине, Белоруссии, Астрахани и обоих столицах».
Современное Лежнево расположилось на берегах реки Ухтохмы. Правобережье – это центр Лежнева. А левобережье до сих пор называют назарьевской стороной. Почему? Ответ прост: Лежнево и Назарьево — два старинных села, соседствовавших друг с другом с давних времен. Самое раннее упоминание о селе Назарьево относится к 1238 году, в летописи, повествующей о монголо-татарском нашествии. Назарьево было сожжено и разграблено, но вновь возродилось.Одна из версий происхождения этого названия села гласит о том, что лежневцы,жившие на противоположном берегу, каждый день видели восход солнца, на востоке. Заря занималась,освещая село, которое и назвали «Назарьево».
Здесь также сохранились свидетельства «старины далекой». Вот как пишет в 1851 году В.Борисов об этом: «Против самого Лежнева, на другой стороне Ухтохмы, находится древнее село Назарьево. Близ него, над самою рекой находится курган, или, по местному выражению, «шиган», на котором лежат вдавленные в землю два надгробные белые камня с истертыми надписями. Впрочем, начертание годов осталось довольно ясным. На первом камне означен тысяча пятьсот седьмой год. А на втором тысяча пятьсот второй. Молва говорит, что тут погребены два архимандрита; значит, здесь был некогда монастырь; но какой именно и когда он уничтожен, неизвестно. Близ сего места заметны следы строения…».
Наверно, не случайно именно здесь в конце XIX века была основана женская община. Из отчета настоятельницы Свято-Николаевского монастыря игуменьи Валентины Его Высокопреосвященству Архиепископу Алексею Владимирскому и Шуйскому за 1916 год мы узнаем, что в 1898 году на старинных монастырских землях усердием и иждивением ковровского мещанина Симеона Филипповича Неплохова основана Свято-Николаевская женская община, а в основании первой каменной церкви общины, под алтарем, находятся могилы архимандритов и в основание алтаря встроены их надгробные плиты. Видимо, это именно те плиты, о которых повествует В. Борисов. Удивительно, но одна из плит, вставленная в цоколь здания, хорошо просматривается и сегодня!Она была встроена в фундамент Церкви Святителя Николая Чудотворца, со стороны алтаря.
Женская община увеличивалась.
Согласно материалам Владимирской духовной консистории,хранящимся нынче в государственном архиве Владимирской области, в 1902 году общину возглавляла монахиня Филарета, а всего в общине было 64 монахини, послушницы и белицы. Действующая церковь уже оказалась мала,появилась необходимость возведения более просторного храма.
Закладка нового храма состоялась 16 сентября 1902 года. Храм строился на народные средства и пожертвования. Строительство было закончено 25 мая 1911 года, храм был освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
По воспоминаниям уроженки Лежнева Лидии Константиновны Кондратьевой (Рысиной), лично знавшей бывших монахинь, рядом с храмом размещались общежития, дома, кельи, где жили монахини, башмачная мастерская, а в 1913 году открылась школа. В монастырском саду (ныне стадион) росли яблони,вишни,орехи, различные ягодные кусты: крыжовник, смородина.
Насельницы вели большое хозяйство, содержали конный двор, вели торговлю с окружающими деревнями, выезжали с товаром на Макарьевскую ярмарку (Нижний Новгород). Кроме этого, они шили, вязали, вышивали, плели кружева, учились готовить, варить варенье, делать заготовки на зиму.
В 1915 году монашеская община получила статус Свято-Николаевского женского монастыря. В 1916 году во главе монастыря стояла игуменья Валентина, а число насельниц выросло до 119.В основном они происходили из крестьян, но в списках есть и несколько мещанок и одна дворянка.
По воспоминаниям очевидцев, храм был очень красив: голубые купола с золочеными крестами, кованые ворота, большое узорчатое крыльцо.Храм, как и колокольню, было видно со всех сторон при подъезде к Лежневу.
После Октябрьской революции храмы Лежнева еще действовали, в Назарьеве также продолжал функционировать Свято-Николаевский женский монастырь, в его храме шли службы. Но в конце 20-х -начале 30-х годов ХХ века в нашей стране стала проводиться политика «воинствующего атеизма»: преследовались верующие, закрывались церкви. Закрылись Христорождественский и Казанский храмы в Лежневе, не избежал печальной участи и назарьевский монастырский храм Покрова Пресвятой Богородицы. Монахини Свято-Николаевского женского монастыря были вынуждены искать средства к существованию и место проживания самостоятельно.
Последние священники лежневских и назарьевских храмов Владимир Введенский и Николай Дымов были арестованы. Судьбы их, как впрочем многих священнослужителей тех лет, трагичны.
А поруганные и обезглавленные храмы долгие годы использовались не по назначению.
В годы войны в монастырском храме села Назарьево до начала 60-х годов размещалась машинно-тракторная станция. Здесь ремонтировали трактора, на которых пахали колхозные поля 14-15-летние подростки, среди них был и мой отец, Алексей Ксенофонтович Григорьев.
Жители Лежнева до сих пор называют храм Покрова Пресвятой Богородицы Назарьевским монастырем. Так своеобразно сохранилась в народе память о Свято-Николаевской женской общине.
Сегодня храмы возрождаются. Пришло время возвратиться к своим истокам, отдать дань памяти и уважения предкам, поэтому каждая новая страничка из прошлого нам особенно дорога.
А.ЛЕБЕДЕВА
п.Лежнево
На снимках: вид на храм Покрова Пресвятой Богородицы от реки Ухтохмы; ярмарки в Лежневе; главная улица Лежнева в конце позапрошлого века(фото конца Х1Х – начала ХХ веков).