ПЕРВЫЙ УДАР ПО БЕРЛИНУ

За время Великой Отечественной войны прославленные советские летчики совершили великое множество подвигов, которые вошли в историю.

Подвиг капитана Николая Гастелло, который направил свой горящий бомбардировщик на скопление вражеской пехоты и техники, повторили многие герои, в том числе и наш земляк-лежневец Александр Кувшинов.

Первый в истории ночной таран вражеского самолета совершил в небе над Москвой младший лейтенант Виктор Талалихин.

Летчик Михаил Девятаев, попав раненным в фашистский плен, будучи помещен в концлагерь, расположенный на острове, сумел угнать немецкий военный самолет и вместе с группой товарищей приземлился у своих.

Велик подвиг старшего лейтенанта Алексея Маресьева. Он был сбит в воздушном бою, лишился обеих ног, но сумел вернуться в авиацию и на протезах продолжал громить врага в воздушных сражениях, сбивая фашистские самолеты.

Широко известны подвиги прославленных асов трижды Героев Советского Союза Александра Покрышкина и Ивана Кожедуба.

Был и еще один беспримерный подвиг, совершенный большой группой наших «соколов». Они в условиях, когда наша армия отступала и враг уже активно наступал на Москву, нанесли первые бомбовые удары по столице гитлеровской Германии Берлину. Об этом подвиге широкому кругу людей известно меньше. Ему посвящен наш сегодняшний рассказ, в котором использованы архивные материалы, исследования военных историков и журналистов.

ПРИКАЗ РОДИНЫ

Первые месяцы Великой Отечественной войны были для нашей страны особенно трагичными. Под ударами вражеских войск, наша армия, неся огромные потери, стремительно откатывалась на восток и гитлеровцы уже предвкушали легкое выполнение своего плана молниеносной войны, готовились парадным маршем пройти по Москве, Ленинграду и другим нашим городам.

В этих условиях наше военное и политическое руководство постоянно искало возможность хоть чем-то достойно ответить фашистам, чтобы показать всему миру, что Советский Союз живет, борется и способен наносить серьезные ответные удары по самоуверенному и зарвавшемуся врагу.

Это было крайне необходимо и для того, чтобы приобрести союзников в лице западных держав, и в первую очередь Соединенных Штатов Америки и Англии. Наша страна очень нуждалась в авиационном алюминии и прочих стратегических материалах. Однако осторожные западные дипломаты и промышленники в такой непредсказуемой обстановке не торопились вступать с нами в союз, не будучи уверенными, что их помощь пойдет впрок.

За предшествующие Великой Отечественной войне два года немецкая армия буквально в считанные дни проходила от границы до границы большинства стран Европы. И нашу страну Гитлер считал «колоссом на глиняных ногах», который быстро развалится под ударами немецкой армии. За первые недели войны мы потеряли всю Западную Белоруссию и Украину, которые были присоединены к СССР в 1939 году. А затем пали Минск, Вильнюс, Рига, немецкие части рвались к Киеву, выходили к Смоленску, откуда открывалась прямая дорога на Москву.

Что реально можно было сделать в той обстановке, чтобы показать всем: немецкие россказни о скорой гибели нашей страны – просто вымыслы фашистской пропаганды?

И на высшем уровне было решено нанести бомбовые удары по Берлину. Это должно было показать всему миру, в том числе и гитлеровскому руководству, что Красная Армия далеко не исчерпала свои резервы и наш народ настроен на ожесточенную борьбу с ненавистным врагом. Кроме военного, это имело бы и огромное политическое и моральное значение.

Профессиональные военные понимали невозможность в то время выполнить приказ о бомбежке Берлина. И дело не в том, что не было самолетов. Даже самая дальняя бомбардировочная авиация уже не могла с оставшихся у нас аэродромов долететь до столицы Германии. Горючего не хватило бы для полета даже в один конец. А ведь немцы просто так подлететь к Берлину тоже не дадут.

А тем временем фашистская пропаганда трубила о том, что советская авиация полностью разгромлена и что ни один камень не содрогнется в Берлине от постороннего взрыва. Этот миф надо было развеять и заставить Берлин и всю Германию содрогнуться!

В Генеральном штабе и штабе авиации началась тщательная проработка всех возможных вариантов выполнения приказа Ставки Верховного Главнокомандования. Различные варианты операции разрабатывались и отметались один за другим – наша авиация не доставала до Берлина!

Наконец, в конце июля – начале августа 1941 года удалось найти вариант, при котором появилась реальная возможность провести бомбежку столицы Германии. Возможный выход отыскали в заходе на цель со стороны Балтийского моря. Операция предстояла очень опасная, шансов на удачу было немного, ведь нашим самолетам предстояло провести в воздухе не менее восьми часов, что по тем временам для военной техники было временем чуть ли не фантастическим.

Также было учтено, что идти на задание предстояло на очень большой высоте, чтобы не быть обнаруженными и сбитыми раньше времени. А на больших высотах температура за бортом самолетов достигала 50 градусов мороза, а кабины бомбардировщиков не отапливались. Тем не менее, было решено действовать.

ПОДГОТОВКА

В те тяжелые дни под Ленинградом, который еще не находился во вражеской блокаде, базировался полк дальней бомбардировочной авиации Балтийского флота под командованием полковника Е. Н. Преображенского. В составе полка были хорошо зарекомендовавшие себя в боевых условиях дальние бомбардировщики ДБ-3. Они были способны нести довольно большой груз бомб. Именно этому полку и была поручена ответственная и крайне опасная задача нанесения первого бомбового удара по Берлину. Отважные летчики восприняли это решение командования как большую честь и были полны решимости выполнить приказ.

Анализ обстановки показал, что с аэродрома под Ленинградом, на котором базировался полк ДБ-3, долететь до Берлина нечего было даже думать. И после долгих поисков нашли довольно оригинальный, хотя и крайне рискованный выход.

В то время вся Прибалтика была уже захвачена противником. Но в руках советских войск еще оставался остров Саарема в Балтийском море. А там имелся аэродром, с которого тяжелым дальним бомбардировщикам вполне можно было взлететь и взять необходимый курс на цель. Вот этим-то аэродромом и было решено воспользоваться для выполнения важнейшего задания Родины.

Штурманы приступили к тщательному прокладыванию и просчитыванию маршрута полета. Даже с аэродрома в Саарема до Берлина было никак не менее 1800 километров. При тех скоростях и запасе горючего это не менее восьми часов полета. А кроме этого, всем желательно было после выполнения задания вернуться на родную базу.

Для того чтобы предохранить экипажи бомбардировщиков от обморожения, им были выданы специальные теплые лётные костюмы. Дальние бомбардировщики скрытно перебросили на аэродром на остров Саарема.

ФАШИСТЫ ПРОСЧИТАЛИСЬ

По данным нашей разведки, гитлеровцы нисколько не ожидали от нашей авиации сюрпризов с воздуха, более того, даже не допускали мысли об ответном бомбовом ударе. По их мнению, на это еще могли отважиться англичане, а вот русские – ни в коем случае!

И дело здесь даже не в том, что фашистская пропаганда поспешно известила всему миру о полном уничтожении советской военной авиации уже в первые дни войны. Да, гитлеровцы действительно нанесли нашим авиационным полкам и дивизиям огромнейший урон, и немецкие летчики почти безнаказанно господствовали в воздухе.

Кроме этого, нацисты довольно справедливо думали, что линия фронта в Советском Союзе уже отодвинулась настолько далеко от границ Германии, что ни один наш самолет уже просто не сможет долететь до немецких городов. В принципе, это было верное предположение. Однако враги не учли той единственной возможности, которую советские летчики сумели отыскать и проложить маршрут с аэродрома на острове Саарема через Балтийское море прямо к Берлину – с той стороны, откуда никто в фашистском руководстве не ждал никакой опасности. А командующий гитлеровской авиацией рейхсмаршал Герман Геринг торжественно заявил о том, что ни одна вражеская бомба не упадет на территорию Третьего рейха. После первых бомбовых ударов по Берлину Гитлер публично унизил Геринга, назвав его болтуном, хвастуном и выскочкой. Доверие ко второму человеку в гитлеровской верхушке было подорвано.

МЫ – НАД БЕРЛИНОМ!

Как и было запланировано командованием, советские дальние бомбардировщики стартовали с островного аэродрома на Саарема в ночь на восьмое августа 1941 года и взяли курс на Берлин. После взлета самолеты довольно быстро набрали практически предельную высоту и пошли к намеченной цели. Хотя ночь выдалась довольно темной, но облачность практически отсутствовала и в случае обнаружения спрятаться от противника было просто негде.

Участники этого беспримерного полета позже вспоминали, что при подлете к городу Штеттину немцы обнаружили наши самолеты. Но самоуверенность гитлеровцев в том, что наша авиация уже уничтожена, была настолько высока, что фашисты приняли наши самолеты за свои и даже любезно пригласили совершить посадку на хорошо подготовленном аэродроме. Вполне понятно, что наши летчики предпочли поскорее покинуть довольно опасный район и просто не стали отвечать на сигналы немцев и их запросы по радио. Но даже эти странные обстоятельства нисколько не насторожили гитлеровцев, которые были полностью уверены в том, что врага в небе над ними быть просто не может.

А Берлин, жители которого были уверены, что война идет где-то очень далеко и им ничего не угрожает, наши пилоты увидели еще издалека. Город жил беспечной жизнью, не ожидая никакой опасности, сиял морем электрических огней, немцы не считали необходимым даже во время второго года мировой войны применять светомаскировку своей столицы. Что ж, вполне естественно, что такая иллюминация цели только облегчала задачу наших летчиков и давала прекрасную возможность практически без всяких помех произвести прицельный сброс мощных бомб.

Бомбардировщики нашего славного Балтийского флота стремительно легли на боевой курс, и на головы ничего не подозревавших немцев из бомболюков наших самолетов со свистом полетел смертоносный груз.

Внизу поднялись огромные «букеты» разрывов бомб, кое-где заполыхали мощные пожары. О том, что думали в это время те, кто находился в городе, остается только догадываться, что, впрочем, сделать не так сложно: недоумение, паника, страх. А наши экипажи, как и было условлено заранее, немедленно связались с ожидавшим сообщения командованием и передали радиограмму: мы — над Берлином, задание выполнили, возвращаемся на базу!

Пусть не сразу, но ошеломленные гитлеровцы сумели-таки опомниться. Противовоздушная оборона противника открыла по советским самолетам шквальный зенитный огонь, а в воздух немедленно поднялись эскадрильи фашистских ночных истребителей. Нашим бомбардировщикам, лишенным прикрытия наших истребителей, пришлось приложить все свои силы и умения для того, чтобы правильно сманеврировать и без потерь вырваться из огненного кольца, а потом уйти от атак вражеских истребителей.

Но даже в этих очень опасных условиях наши бомбардировщики не ушли из неба над Берлином, пока не сбросили на голову врага весь имеющийся у них запас бомб. Нашим героическим летчикам удалось пробиться к морю и благополучно вернуться на аэродром на острове Саарема.

ОСНОВА ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ

Фашисты довольно быстро сумели установить, откуда взлетают так досадившие им советские самолеты, наносящие разящие бомбовые удары по Берлину, ведь на следующую ночь наши бомбардировщики вновь бомбили гитлеровскую столицу, сея там ужас и панику. Но зато потом на остров Саарема обрушились многие сотни тонн смертоносного железа. Остров практически беспрестанно подвергался бомбежкам и атакам с моря. Нашим самолетам приходилось взлетать и садиться на искалеченный взрывами грунт. Однако налеты на Берлин продолжались. Бомбовые удары были нанесены также по Кёнигсбергу, Данцигу и целому ряду других городов и важных военных объектов гитлеровской Германии.

К сожалению, не обошлось и без потерь с нашей стороны. Но приказ Родины был с честью выполнен, мир узнал о том, что наша армия и весь народ продолжают сражаться, а враг не настолько неуязвим и его можно крепко бить. Да и самоуверенности у гитлеровского руководства после всего этого значительно убавилось.

А вскоре Совинформбюро сообщило следующее: «В ночь на 8 августа группа бомбардировщиков ДБ-3 авиации Балтийского флота произвела первый налет на Берлин. 9 августа был нанесен еще один удар».

До 4 сентября 1941 года наши славные летчики произвели несколько налетов на столицу фашистской Германии. Потом это стало просто невозможно. А тем, кто первым долетел до Берлина и накрыл его бомбами, летчикам Е. Н. Преображенскому, П. И. Хохлову, В. А. Гречишникову, М. Н. Плоткину и А. Я. Ефремову было присвоено высокое звание Героев Советского Союза.

Пройдет не так много времени и героическая Красная Армия, весь советский народ, преодолев неисчислимые жертвы и потрясения первого года войны, сумеют сломать хребет гитлеровскому фашизму. От стен Москвы, Ленинграда, Сталинграда наши войска могучим валом двинутся вперед, сметая на своем пути всё, что было связано с фашистской свастикой, мстя врагу за принесенные им на нашу землю горе, слезы и страдания. А в победном 1945 году уже тысячи новейших советских бомбардировщиков ежедневно бомбили Берлин, стремительно приближая Великую Победу. Победу, основа которой было заложена еще в трагическом 1941 году благодаря бессмертным подвигам наших славных героев, в том числе и летчиков, которые стояли насмерть ради жизни грядущих поколений.

Подготовил М. БОЛОБОНОВ