КАК ВЫРАСТИТЬ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ

Самый светлый и дорогой сердцу каждого человека праздник – День Победы. Мы помним о павших героях и с благодарностью за Победу почитаем живых. В рамках воспитания патриотических чувств детей и уважения к ветеранам Великой Отечественной войны в преддверии празднования 75 годовщины со Дня Победы в детском саду «Ромашка» (с. Ухтохма) ребята из группы «Затейники» стали участниками проекта, посвящённого этому великому празднику.

Как пробудить в ребенке чувство любви к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и его надо взрастить. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Только в результате целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности.

Чтобы увидеть результаты своей работы, необходимо превратить детей из пассивных зрителей и наблюдателей в активных участников. Это важно для того, чтобы дети чувствовали себя причастными к сохранению духовного и материального наследия прошлого. В процессе работы над проектом ребята нашей группы учили стихи про войну, слушали музыкальные произведения, рассматривали картины, рисовали.

Изучая свои семейные архивы, дети с интересом узнать историю своей семьи, какими были их предки, чем увлекались, где трудились и воевали, очень заинтересовала ребят информация, как солдаты сообщали своим родным с фронта, что они живы. И заглянув в прошлое, ребята узнали, что в период войны существовала полевая почта, а письма были треугольными.

Полевые письма писали, как правило, в минуты затишья на листочках из обычной тетрадки, чаще всего карандашом, на коленках, на пне, при свете лучины или луны. Текст писался от души и с вестью, что у солдата всё в порядке, что он жив. Написанные письма складывали по несложной схеме в «солдатский треугольник», на котором указывали адрес назначения, вместо обратного адреса — номер воинской части, либо номер полевой почты. А потом все письма в холщовых мешках отправлялись на попутном транспорте в тыл.

Все полевые письма читали военные цензоры, поэтому заклеивать их было запрещено. Не всегда письма доходили до адресата, поэтому писали их очень часто. По статистике только одно из десяти написанных солдатами писем доходило до их родных.

Получить «солдатский треугольник» было большим счастьем. Во многих семьях такие послания с фронта до сих пор хранятся и перечитываются по много раз.

Ребята из группы «Затейники» на практике освоили технику складывания таких конвертов, а затем устроили игру «После боя», в которой «рисовали» друг другу письма с фронта, ведь писать мы еще не умеем…

К работе над проектом были привлечены и родители. Семья Ани Охлопковой представила материал о своей прабабушке Наталье Петровне Охлопковой, которая в годы войны, будучи еще ребенком, попала в концлагерь Даугавпилс в Эстонии, как она выжила в концлагере, о тех страшных испытаниях, которые удалось пережить в это суровое для страны время.

Я рассказала ребятам о своей маме Зое Александровне Харченко. В годы Великой Отечественной войны она была подростком и жила Вологодской области. Трудилась моя мама в колхозе «Майское утро»: помогала рвать лен, вязать его в снопы (техники в то время в деревнях не было), пасла коз и овец. После ухода мужчин на войну все трудности тыловой жизни легли на плечи женщин, стариков и детей. Тем, чье детство выпало на военное лихолетье, пришлось особенно трудно. Зачастую дети работали наравне с взрослыми, и спрос за результаты труда был такой же. Для подростков находилось дело везде. А как же иначе? Ведь нельзя было все взвалить на плечи женщин, вот и работали подростки, жалея матерей. Никого не нужно было упрашивать, дети просто знали — надо помогать. Сейчас моя мама, Зоя Александровна, ежегодно принимает поздравления Президента В.В. Путина и правительства Ивановской области с Днем Победы и памятные медали.

Никто из ребят нашей группы не остался равнодушным к истории детства моей мамы. Дети наперебой задавали вопросы о том трудном времени, в котором оказались жители нашей страны, дети, старики, рассматривали юбилейные медали и поздравительные открытки Президента Российской Федерации.

К сожалению, не удалось организовать экскурсию в музей боевой славы Лежневской средней школы № 10, но в своей группе мы оформили «Уголок памяти», а также альбом «Военная техника». Создали фонотеку «Мелодии войны», «Военные песни». И у ребят есть уже полюбившиеся мелодии.

Я надеюсь, что проделанная работа не пройдет для ребят даром, а будет способствовать формированию уважения к героическому прошлому нашей Родины.

Вечная память всем, кто отдал свои жизни за то, чтобы мы могли жить в свободной стране и под мирным небом. Хочется верить, что люди поймут: если быть вместе, любить и уважать друг друга, можно жить дружно и счастливо. И вместе строить мир.

Н. ХАРЧЕНКО,

воспитатель группы «Затейники»

На снимке: ребята за просмотром военных фотографий.