К ПОКУПАТЕЛЮ – С УЛЫБКОЙ!

В четвертую субботу июля в России отмечается День работника торговли.

С представителями этой профессии мы сталкиваемся почти каждый день. В некоторые магазины заходить особенно приятно именно благодаря людям, которые встречают нас по другую сторону прилавка. От улыбки продавца иногда зависит наше настроение на целый день, поэтому доброжелательность для торгового работника – одно из главных качеств.

ИСТОРИЯ ПРОФЕССИИ

Торговое ремесло – одно из древнейших занятий человека. Оно появилось тогда, когда были придуманы первые деньги.

Однако слово «продавец» пришло в наш обиход лишь в конце XIX века, когда в России стали появляться крупные торговые предприятия и универмаги. До этого люди, занимавшиеся торговлей, назывались по-разному. Долгое время центральной фигурой в торговом ремесле оставался купец. Он разъезжал по городам, продавал, покупал, перепродавал. Другой значимой персоной в русской торговле после купца был прасол – скупщик. Он ездил по деревням и скупал сельские продукты, скот, рыбу, а затем формировал из них партии и выгодно перепродавал более крупным торговцам. Наряду с прасолами на российском рынке действовала многочисленная группа мелких торговцев – офеней, ходебщиков, коробейников, щепетильников, занимающихся развозом промышленных изделий.

Историю развития торговли легко проследить по дошедшим до нас архитектурным памятникам – гостиным дворам и торговым рядам.

С ростом населения города разрастались, появились новые торговые пункты. Соответственно, возросла потребность в людях, которые могут донести до потребителя необходимые товары. Поэтому в настоящее время продавец – самая массовая и распространенная профессия. Сегодня мы расскажем о некоторых из тех, кто всегда встречает нас с доброй улыбкой и заманчивым предложением.

МАГАЗИНЫ «КОРМЯТ» ЛЮДЕЙ

Наталья Вахрушева – улыбчивая обаятельная молодая женщина,отдавшая работе в торговле без малого 17 лет.

Наташа родилась в городе Иваново в многодетной семье, имеет двух старших сестер. Будучи ученицей 8 класса, вместе с семьей она переехала жить в Лежнево. После окончания Лежневской школы № 11 получила профессию продавца в профессионально-техническом училище № 10 поселка Лежнево.С той поры работает по специальности в родном поселке. Довелось потрудится в продуктовом магазине на ул.2 Крестьянской, в магазине «Северный» на улице Войкова. Восемь лет Наталья отдала работе в «Теремке» около стадиона, и вот уже четыре года трудится в магазине «Авокадо» (бывшая «Берёзка») у доброго и отзывчивого предпринимателя Дмитрия Владимировича Шеенкова.

— Моя работа, с одной стороны, требует максимальных усилий, – рассуждает Наталья, –ведь торговля не только помогает осуществлять куплю-продажу, но и является средством общения людей.Нужно постоянно находить разные пути решения проблем, с которыми сталкиваешься каждый день. А с другой стороны, она благородная, потому что делаешь доброе дело, ведь магазины «кормят» людей. Покупатели приходят домой, готовят еду из продуктов, которые приобрели в нашем магазине, потом всей семьей садятся за стол, общаются и становятся ближе. Поэтому работу свою люблю, считаю её интересной. А в таком дружном коллективе, как у нас, работать приятней вдвойне! Мы всегда помогаем и поддерживаем друг друга.

Наталья располагает к себе покупателей открытым и добрым отношением, всё покажет и расскажет. К тому же инициативный продавец всегда информирует постоянных клиентов магазина о привозе свежих продуктов или выгодных предложений в сообществе в Viber.

Наташа сама по себе очень общительный и весёлый человек, но всегда быть в хорошем расположении духа ей, конечно же, помогает и крепкая дружная семья. С мужем Дмитрием молодая женщина в браке уже 15 лет. Сын Денис перешёл в 7 класс Лежневской школы №11, а дочка Ксюша посещает детский сад «Солнышко». Наталья является активным участником родительских комитетов в саду и школе, к тому же еще с огромным удовольствием занимается аэродизайном.

– Воздушные шары – это что-то из детства,они символизируют праздник, – делится Наташа. – А если это не просто шарики, а настоящие мультяшные герои, разноцветные цветы, веселые улыбающиеся рожицы, то ощущение праздника удваивается.

Работа и личная жизнь тесно связаны, особенно когда речь идёт о работе с людьми. Ведь когда у человека порядок в личной жизни, он несёт эту гармонию и в организацию.

ГЛАВНОЕ – УМЕТЬ ОБЩАТЬСЯ

Елена Николаевна Шляпникова трудится в магазине «Радуга» восемь лет. За эти годы она зарекомендовала себя как отличный и добросовестный работник.

Елена родилась в деревне Болгово Лежневского района. Выучилась на товароведа в Ивановском промышленно-экономическом колледже, но трудовую деятельность Елена начала в военном комиссариате Лежневского района. Проработав около года, попала под сокращение и устроилась кладовщиком на прядильную фабрику «Босфорус-Текстиль», которой отдала следующие восемь лет жизни. По стечению обстоятельств и на этом месте работы женщина угодила под сокращение, но к счастью в этот момент судьба привела её к Галине Петровне Коротковой. С той поры Елена трудится в её магазине «Радуга» на улице Советской посёлка Лежнево.

– Можно сказать, что в торговле я оказалась случайно, – откровенничает собеседница, – но работу эту полюбила всей душой. Конечно, первое время возникали определенные трудности, так как ассортимент строительно-хозяйственного магазина очень широкий и достаточно специфичный. Здесь несомненно помог личный опыт, так как мы с мужем строили собственный дом и на тот момент отличать шуруп от самореза я умела (улыбается). Для себя я сделала вывод, что в торговле главное – уметь общаться и находить общий язык со всеми людьми: нужно и подростку угодить, и бабушку не обидеть. Некоторые приходят просто за консультацией, никогда не откажу в помощи, стараюсь вникнуть в ситуацию каждого человека. Есть покупатели и покупательницы, готовые обсудить все на свете: и погоду, и планы на будущее – выслушаешь человека, поможешь советом.Постоянные покупатели обращаются ко мне по имени. Разве это не приятно?

Елена не только хороший продавец, но и интересный человек, улыбчивая, добрая, отрытая женщина, что особенно ценят её близкие – муж Владимир и дочка Ксения, выпускница 9 класса.

Как говорится, счастье – это когда утром с удовольствием идешь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой. Вот и Елена после работы всегда спешит домой, где её ждет семья и целый двор домашней птицы, о которой мы уже рассказывали со страниц нашей газеты. А утром с удовольствием бежит на работу, всегда готовая помочь непрекращающемуся потоку покупателей.

«МОГУ И ПОШУТИТЬ»

Покупатели магазина «Ветерок» на улице Октябрьской посёлка Лежнево хорошо знакомы с этой милой, приветливой женщиной. Любовь Карташова – весёлый, общительный человек, опытный продавец, который в будущем году отметит 30-летие профессиональной деятельности.

После окончания Лежневской школы № 10 Любовь получила профессию контролёра-кассира непродовольственных товаров магазинов самообслуживания в Ивановском торгово-экономическом колледже. В Лежневе подобных магазинов ещё не было, по специальности устроиться не получилось, поэтому свой трудовой путь она начала в хлебном магазине на улице Советской. В те годы действовала талонная система на хлеб. Для молодого, неопытного продавца такая работа оказалась очень тяжелой. Любовь Николаевна с теплотой вспоминает коллектив под руководством Т. Ф. Колычевой, который на практике научил многим премудростям профессии. Позже довелось поработать в магазинах «Зеркальный» и «Игрушки» на площади Советской, а затем Любовь попала на работу на конкурсной основе в обновленный реконструированный магазин «Славия».Коллектив собрался молодой – все продавцы шустрые, трудолюбивые, весёлые. Заведующей магазина была Н. М. Макарова, которая после выхода на пенсию предложила Любовь Николаевне занять её должность. Работа была очень ответственная, многому пришлось научиться, но она благополучно с этим справлялась. Через некоторое время в торговле у организации что-то не заладилось, и было принято решение открыть свое дело.

— Я зарегистрировалась в отделе предпринимательства, – вспоминает продавец, – и стала торговать продуктами в собственном ларьке, который был установлен на рынке возле колокольни. Заниматься торговлей было не легко, собственного транспорта не было, приходилось нанимать. Налоги были высокие, а ещё постоянные проверки и даже штрафы. Работать становилось все тяжелее, и тяжелее и спустя два года я завершила свою предпринимательскую деятельность. Позже был опыт работы в московском магазине на станции Тульская, но после нескольких месяцев непростых суточных смен с постоянной проверкой документов я решила, что эта деятельность не для меня.

После этого Любовь пригласили на работу в магазин «Для Вас» в посёлке Кукарино под руководством Ольги Владимировны Калининой, где она трудилась следующие 10 лет. Здесь же, в Кукарино, Люба повстречала своего будущего мужа Александра Алексеевича Карташова.

– Сейчас мы с ним в браке уже 16 лет, – рассказывает Любовь Николаевна. – У нас дружная и счастливая семья, двое детей. Шестнадцатилетний Иван после окончания 9 классов поступает в Ивановский энергетический колледж. Двенадцатилетняя Машенька отличница в учёбе, занимается в ансамбле танца «Родник», в группе «Девчули».

Что касается работы, то после того, как дети закончили посещать Кукаринский детский сад и пошли в Лежневскую школу №10, Любовь Карташова решила устроится в магазин«Ветерок» предпринимателя Сергея Александровича Варзина и трудится здесь уже на протяжении десяти лет.

– Работа мне нравится, коллектив дружный, веселый, – делится продавец. – Все девчонки большие труженицы, а Сергей Александрович очень энергичный, но в то же время сдержанный начальник, обладающий отменным чувством юмора. Магазин находится недалеко от дома, все покупатели мне давно знакомы. Но надо сказать, что труд продавца очень тяжёлый, имеет множество нюансов. Работа со скоропортящимися и с ограниченным сроком годности продуктами заставляет быть очень внимательным. Все претензии по качеству товара выслушивает продавец. В такие моменты нужно проявлять железное терпение и выдержку. Покупатели в магазин приходят разные: и с плохим настроением, и с хорошим,и несговорчивые, и требующие к себе особого внимания. К каждому нужно найти подход. Но я очень общительный человек, люблю разговаривать с покупателями, могу и пошутить.Надо отметить, что продавец в какой-то мере должен быть и психологом, так как нужно чётко понимать с кем можно посмеяться, а с кем нет.Я считаю, что именно эти качества и помогают мне так долго удержатся в торговой сфере.

Торговый работник – лицо магазина. От его такта, культуры поведения зависит, с каким настроением мы придем из магазина домой и вернемся ли еще раз в это место за очередной порцией внимания и вежливости.

В канун профессионального праздника мы желаем всем работникам бойкой торговли и благодарных покупателей, крепкого здоровья и успехов в труде.

Н. ФЛЯУМ

На снимках: Наталья Вахрушева;Любовь Карташова; Елена Шляпникова.